Нужно больше налогов. Как рост ставок может повлиять на российский средний класс
Минфин, как сообщили источники «Ведомостей», планирует «донастроить» налоговую систему так, чтобы в 2022–2024 годах в бюджет поступало по 400 млн рублей дополнительных доходов ежегодно. 100 млн из них — это сборы с высокооплачиваемых сотрудников и владельцев элитной недвижимости, сообщили источники «Известий», близкие к правительству, и журнал Forbes со ссылкой на предложения, которые ведомство представило бюджетной комиссии 1 июля.
По данным изданий, Минфин захотел отодвинуть планку, с которой страховые взносы с зарплаты выше 122 000 рублей начинают платить не по полной ставке в 22%, а по льготной — в 10%. Сейчас для льготного налогообложения общая сумма заработка в год должна достичь 1,46 млн рублей.
Чем выше сделать сумму отсечения, тем больше денег поступит в бюджет. По расчётам ведомства, мера может принести дополнительно до 45 млрд рублей в год.
Несмотря на то, что об инициативе одновременно сообщили несколько изданий, Минфин заявил, что «на данный момент изменения в системе начисления страховых взносов не рассматриваются».
Также министерство, по данным СМИ, предложило ввести новую категорию дорогого имущества — совокупной стоимостью более 500 млн рублей — и облагать его налогом по ставке 0,3% вместо сегодняшних 0,1%, сообщили СМИ.
Сейчас за квартиры, дома и небольшие хозяйственные постройки, кадастровая стоимость которых не превышает 10 млн рублей, взимается подоходный налог в размере 0,1%. С ростом стоимости квартиры он увеличивается. Для недвижимости за 50–300 млн рублей налог составляет 0,3%. Всё, что дороже 300 млн рублей, облагается по ставке в 2% за каждый объект недвижимости.
Если дом на Рублёвке не дотягивает до 300 млн, но вместе с другими объектами образует актив стоимостью 500 млн рублей, его и предлагают обложить по ставке 0,3%. В целом по стране это добавит в бюджет по 50 млрд рублей ежегодно, говорилось в прогнозе Минфина, попавшем в издания.
Мнение экспертов
По данным Росстата на ноябрь 2020 года, зарплату выше 100 000 рублей в месяц (за вычетом НДФЛ) получали 7,9% работающих. Это более 5 млн человек.
Лишь в пяти регионах доля высокооплачиваемых сотрудников превышала 25%. Лидерами оказались Чукотский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Магаданская область и Москва. В столице официальный заработок выше 100 000 был у каждого третьего (31,6% трудоустроенных).
Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов сообщил «Секрету», что россиян с заработком более 120 000 в месяц «достаточно много». Если льготную ставку для них отменят, часть бизнеса начнет скрывать реальный фонд оплаты труда, считает собеседник.
Что касается идеи повысить ставку налога на сверхэлитную недвижимость, то, по его словам, «не стоит относится к этому как чему-то запредельно фискально подавляющему». Да, имущественная налоговая нагрузка вырастет. Но коснётся это менее 0,5% граждан. «И в текущих условиях данное решение, пожалуй, стоит только поддержать», — уверен Саськов.
В компании Noa Circle, специализирующихся на налоговом консалтинге, считают, что наибольшее влияние инициатива, если её утвердят, окажет на средний класс и «стремящихся» к нему россиян. Это юристы, финансисты, аналитики, представители сферы IT, банковские работники. На их работодателях рост отчислений в Пенсионный фонд отразится сильнее всего. Действительно состоятельных соотечественников указанные меры затронут не сильно, уверен советник компании Арсен Данелян.
Для богатых россиян критичным было бы введение прогрессивной шкалы НДФЛ со ставкой до 35%, добавил он. Такой законопроект 10 марта вносил депутат от ЛДПР Сергей Катасонов. Через месяц Дума отклонила документ.
Руководитель направления разрешения налоговых споров международной юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner Александр Ерасов видит общую тенденцию в увеличении налогов как для компаний, так и для физических лиц, включая представителей среднего класса.
«Прошло всего полгода с того момента, как начала действовать прогрессивная шкала НДФЛ, и уже предлагается увеличить ещё и размер платежей по страховым взносам», — удивляется Ерасов.
При этом принципиальной разницы, на каком этапе взимать часть заработка, не существует, отметил юрист. «И НДФЛ, и страховые взносы — это налоговая нагрузка на фонд оплаты труда. Забрать деньги сразу у работодателя или забрать их же, когда они станут деньгами сотрудника, — это перестановка мест слагаемых» — заявил собеседник «Секрета». В любом случае это либо увеличивает стоимость найма работников, либо уменьшает их реальные доходы.
Уход в серую зону из-за отмены налоговых льгот Ерасов считает маловероятным. Но это может отбить желание выйти из тени у тех, кто пользуется серыми схемами. «Среднему классу в последнее время живётся всё сложнее и с точки зрения налогов, и из-за уменьшения возможностей заработать деньги», — отметил юрист.
Отказ от льготной ставки налога для него — это плохие новости, которые «явно не будут способствовать его увеличению и процветанию». Хотя «именно средний класс двигает экономику вперёд», сообщил эксперт.
Фото: depositphotos.com
Самые большие цифры в мире, но в пределах 280 символов — в нашем твиттере.