secretmag.ru
Истории3 мин.

Вслед за «Окой» и «Москвичом». 5 советских авто, которые тоже можно возродить

Заодно найти новое занятие Рогозину
Российским властям понравилось возрождать бренды советских автозаводов. В 2022 году с их участием мы получили «Москвич» (правда, китайского происхождения). Сейчас в Минпромторге заговорили, что следом нам стоит ждать «Волгу» и «Оку». «Секрет» вспомнил ещё 5 марок из СССP, которые могут стать следующими пунктами в список кандидатов на возвращение.

«Запорожец»

Под этим брендом в Запорожской области с начала 1960-х выпускали двухдверные автомобили с двигателем в багажнике. Первый «Запорожец» в народе из-за формы кузова называли «горбатым», следующее поколение было уже «ушастым» — из-за воздухозаборников для охлаждения мотора.

Ещё в прошлом июне власти подконтрольной РФ части Запорожской области предлагали возродить и бренд, и сам завод. Но последний до сих пор находится на территории, которую контролирует Украина. Поэтому производить «Запорожец 2.0», возможно, стоит начать где-то в другом месте.

© Komsomolskaya Pravda /Global Look Press

Сейчас на авторынке России ниша недорогих и компактных автомобилей пустует. Вместе с «Окой» «Запорожец» вполне мог бы её заполнить.

«Чайка»

Если «Запорожец» можно считать «народным» и наименее престижным брендом в СССР, то «Чайка» была автомобилем для советской элиты.

Этот представительский лимузин пережил два поколения в своей истории. С 1959 по 1981 год «Чайка» шла как ГАЗ-13 и напоминала американские представительские авто середины ХХ века. В 1977 году вышел ГАЗ-14 и получил угловатый и более скромный вид.

© Komsomolskaya Pravda /Global Look Press

В России нишу автомобилей для высших чиновников занимает Aurus. Но в бизнес-классе российские производители пока ничего предложить не могут. «АвтоВАЗ» даже удлинил седан Vesta для чиновников средней руки, но назвать эту машину представительской вряд ли уместно. Поэтому российский аналог Toyota Camry или седанов Genesis с шильдиком «Чайка» мог бы заинтересовать состоятельную публику.

«Иж»

Ижевский автозавод работает и сейчас, но на нём собирают автомобили Lada. А в советское время он выпускал машины и под своими брендами.

Например, Иж «Комби» — чуть перелицованный «Москвич-412», но в кузове универсал. Или Иж-2715 — фургон, который в народе прозвали «каблуком». А уже после развала СССР завод стал штамповать «Оды» — конкурента вазовской «Девятки».

Для возрождения бренда готов даже проект будущего автомобиля: в 2018 году концерн «Калашников» предcтавил электромобиль в кузове советского «Комби». Ну или позвать китайцев — они точно что-нибудь подберут.

ЛуАЗ

В Луцке (западная Украина) в советское время делали маленькие, лёгкие, но удивительно проходимые внедорожники. Некоторые любители офф-роуда, рыбаки и охотники используют их до сих пор. За чудаковатую внешность ЛуАЗы прозвали «луноходами».

Сейчас с подачи Илона Маска, мечтающего о колонизации Марса и представляющего футуристичные электрокары, было бы уместно разработать российский автомобиль в стилистике марсохода.

Чтобы возродить бренд, производство можно наладить в Луганске. А руководить заводом назначить Дмитрия Рогозина, давнего друга по переписке с Илоном Маском. Тем более Рогозин любит бывать на новых территориях РФ и уже почти год сидит без работы на высоких должностях.

РАФ

Рижская автобусная фабрика специализировалась на микроавтобусах. Например, некоторые её модели были чуть вместительнее уазовской «буханки», но, естественно, серьёзно уступали ей в проходимости.

Но больше запомнились позднесоветские фургоны, которые использовали в том числе для скорой помощи.

Нужен ли сейчас России ещё один производитель микроавтобусов, конечно, вопрос. ГАЗ успешно обновляет «ГАЗели», УАЗ не думает сворачивать производство «буханок», а на «Соллерсе» уже собирают китайцев под собственным брендом. Да и расшифровку аббревиатуры РАФ придётся изменить — как минимум заменить «рижская» на «российская».

Факт

В конце 1980-х на заводе «Москвич» разработали новую модель — 2142. Её должны были производить с 1992 года, но в серию она так и не пошла. Но в конце девяностых — начале нулевых мелкими партиями на предприятии, пока оно не закрылось, выпустили две длиннобазные модификации модели 2142. Обе имели примечательные названия: «Князь Владимир» и «Иван Калита».