Опубликовано 19 июля 2019, 21:14

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

Передаём за проезд

25 лет назад с конвейера в Нижнем Новгороде сошла первая «Газель». Невозможно найти другой автомобиль, чьё влияние на малый и средний бизнес в России было бы столь же значительным. И не только на бизнес: фразу «передаём за проезд» благодаря этой машине знают по всей стране, а один из городов даже получил неформальное название Газельск.

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

«Секрет фирмы» проследил, как «Газель» стала явлением, почему спустя четверть века она всё ещё лидер рынка и почему остановить рыночный путь этого авто могут только власти США.

Как «Газель» стала драйвером бизнеса

С первых дней продаж «Газель» стала хитом. Её коммерческий успех был неизбежен: советской экономике гигантских строек не нужны были грузовики, в которые можно погрузить всего 1,5 тонны. Но в рыночной экономике возить такие объёмы ЗИЛами просто разорительно.

Зарубежные фургоны стоили дорого, а потребность в небольшом коммерческом автомобиле к середине 90-х уже сформировалась: многим предпринимателям требовалось развозить товар по точкам.

«Газель» тепло приняли ещё и потому, что её легко водить. Для этого требовались права категории В, а управлялась она как легковая, так как разработана на базе «Волги».

В этом был и минус. Многие запчасти не были рассчитаны на интенсивную грузоперевозку и быстро выходили из строя, а моторы быстро закипали. Поэтому у «газелистов» первой волны всегда под рукой была пустая пластиковая бутылка — чтобы с её помощью держать крышку капота приоткрытой.

Спрос был такой, что ГАЗ выпускал по 100 тыс. машин в год. «Газель» по факту спасла от разорения главное предприятие в Нижнем Новгороде, на котором сейчас трудятся 40 тыс. человек.

Основной собственник «Группы ГАЗ» Олег Дерипаска даже сравнивал выход этой модели по значимости с началом конвейерного выпуска автомобилей Ford, с которого началась массовая автомобилизация Америки.

Виталий Овчинников
гендиректор агрегатора служб эвакуации и техпомощи МЭТР

«Газель» фактически вывезла на себе весь мелкий российский бизнес. Она помогла встать на ноги тысячам предпринимателей, от челноков и мелких торговцев до строителей-ремонтников, установщиков дверей и окон, владельцев кафе и прочих. „Газель“ стала в России не просто коммерческим автомобилем, а целым явлением, без которого наша жизнь была бы совсем другой.


Овчинников вспоминает: с первых лет «Газель» была не только инструментом для предпринимателей, но и сама стала предметом бизнеса. В стране появилась масса предприятий, которые продавали и обслуживали эти машины, производили и поставляли запчасти и даже изготавливали на базе нижегородской полуторки свои модификации и спецтехнику.

«Город Козельск даже называли в шутку Газельском из-за организованного там производства промтоварных кузовов для „Газели“», — говорит Овчинников.

Как «Газель» совершила революцию в грузоперевозках

«Газель» сама по себе оказалась готовым бизнесом с очень низким порогом входа: в нулевые едва ли не любой мог взять эту машину в кредит и заниматься перевозками — спрос на эту услугу по мере роста экономики постоянно рос. При этом рисков было немного: даже если дело не пошло, «Газель» легко продавалась на вторичном рынке по адекватной цене.

Для многих этот путь стал альтернативой в наёмной работе. В «золотые» нулевые годы доход газелиста даже в регионе мог превысить 100 тыс. рублей в месяц.

После 2011–2012 годов зарабатывать на грузоперевозках стало сложнее. Рынок насытился предложением, а спрос стал снижаться. Многие заказчики-бизнесмены обзавелись собственным транспортом, плюс крупные транспортные компании стали выходить в этот некогда дикий малотоннажный сегмент.

Сейчас доски объявлений по-прежнему пестрят объявлениями газелистов, а их авторы зачастую сидят в ожидании клиентов. Поэтому владельцы таких машин или объединяются в кооперативы, распределяя заявки между собой, или подключаются к агрегаторам.

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

© vk.com/gazautomobiles

Как «Газель» изменила города

Параллельно с бумом в грузоперевозках «Газель» изменила ландшафт другого рынка — пассажирского. До сих пор название модели используют как синоним к слову «маршрутка».

Василий Попов
транспортный инженер

На рубеже веков «газели» здорово выручили рынок пассажирских перевозок. Когда во многих городах закрывались муниципальные предприятия, а большие автобусы уходили с улиц, приход 13-местных «газелей» не дал умереть пассажирскому транспорту.


«Газели»-маршрутки в качестве городского транспорта не лучший вариант: пассажирам в них неудобно, а водитель вынужден на ходу отсчитывать сдачу. Плюс, чтобы удовлетворить спрос пассажиров на линии, приходится выпускать больше маршруток (по сравнению с большими автобусами), что провоцирует пробки.

Большинство российских городов до сих пор не могут отказаться от «газелей» как от пассажирского транспорта. Перевозчики массово закупают новые модификации Next. Они уже 18-местные, но тоже не рассчитаны на перевозку стоящих пассажиров.

«Современные „газели-next“ — пожалуй, худший автобус для пассажирских перевозок, какой можно представить: неудобный и небезопасный, — говорит Попов. — Но он стоит от 1,7 млн рублей, а ближайший аналог среди иномарок — от 2,5 млн. Поэтому эти маршрутки ещё не скоро исчезнут с улиц российских городов».

Производитель с такой оценкой не согласен. «Любой автобус будет неудобным, если превышать количество разрешённых мест, как это зачастую происходит на маршрутах, — сказал представитель завода. — Что касается безопасности, то «Газель Next» благодаря рамной конструкции по прочности не только не уступает, но  и имеет преимущество перед зарубежными марками, абсолютное большинство которых имеют конструкцию с несущим кузовом. В конструкцию силовых элементов заложены программируемые зоны деформации для смягчения удара в случае ДТП, а в раму внедрены дополнительные усилители, которые обеспечивают прочность при эксплуатации в плохих дорожных условиях».

Что «Газель» значит для бизнеса в 2019 году?

ГАЗ захватил почти половину российского рынка малотоннажных коммерческих автомобилей, а бестселлер марки модель Next оставила далеко позади всех конкурентов. Более того, в топ-10 самых популярных малотоннажников входят ещё три старых модицикации «Газели».

Источник: «Автостат»

Источник: «Автостат»

«Для нашего бизнеса это палочка-выручалочка», — говорит директор подразделения транспортной компании «Байкал-Сервис ТК» Александр Разин. Автопарк фирмы на 80% состоит именно из «газелей». Разин выделяет плюсы и минусы этого авто для бизнеса:

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

Гендиректор рекламного агентства «Сарафан» Сергей Картинцев сравнил стоимость владения грузовой «Газелью» с её аналогами от Peugeot и Citroen. «Мы высчитали, что за год „Газель“ будет экономнее своих „братьев“ на 35% и 47% соответственно. При этом цена при перепродаже у „Газели“ снижается меньше, чем у других автомобилей этого класса. Да и ликвидность у неё поразительно высокая!» — говорит он.

Казанская фирма по эвакуации «Эмтех» на старте купила три «газели» вместо одной дорогой иномарки, чтобы обеспечить быстрое масштабирование бизнеса. И эта ставка себя оправдала, говорит её собственник Тимур Фатахов.

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

© vk.com/gazautomobiles

«Сегодня при покупке „Газели“ можно получить различные субсидии и скидки, а это для нас дополнительный стимул, — говорит он. — Не будь у нас „Газели“, средний чек наших услуг был бы гораздо выше».

Хотя государство предоставляет субсидии бизнесу на покупку продукции ГАЗа, само зачастую предпочитает заказывать иномарки, говорит руководитель портала об автоперевозках Bus-club.ru Евгений Захаренко. «Редко когда можно увидеть „Газель“ в техзаданиях к госзакупкам. Вот такая поддержка российского автопрома от чиновников», — усмехается он.

«Газель» вывозит. Как культовый фургон для бизнеса изменил Россию

© vk.com/gazautomobiles

«Газель» смогут остановить только санкции?

11 июня сотрудники ГАЗа провели пикет у американского посольства в Москве. Они протестовали против того, что их предприятие власти США внесли в санкционный список. Некоторые иностранные поставщики уже прекратили работу с ГАЗом из-за риска попасть под ограничения.

«Если санкции вступят в силу, производственный процесс на конвейере остановится, мы потеряем работу и средства, чтобы жить и кормить наши семьи. Это будет катастрофа для 40 тыс. рабочих и для 400 тыс. человек, работающих на производственных объектах наших поставщиков и партнёров в России», — рассказали РБК.

Олег Дерипаска даже допустил национализацию «Группы ГАЗ», если ей не удастся добиться снятия санкций Минфина США.

Пока ГАЗ работает стабильно и продвигает новую линейку автомобилей для бизнеса — автолавки для мобильной торговли. В этом сегменте компания видит точку роста, которая поможет преодолеть наметившийся спад: с начала года спрос на продукцию ГАЗ упал на 7%. Впрочем, весь рынок упал примерно на столько же.

«Газель» — самый успешный проект в современной истории российского автопрома. Если санкции не помешают ГАЗу и дальше выпускать автомобили, «Газель» ещё долго будет «народным» автомобилем для российского предпринимательства.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo, depositphotos.com/vostock-photo