Что такое товарный знак. Объясняем простыми словами
Проще говоря, узнаваемая упаковка или запоминающаяся мелодия позволяет потребителю быстрее сориентироваться в многообразии товаров и услуг. А производителю зарегистрированный товарный знак даёт возможность защищать свою продукцию от подделки и успешнее продвигать её на рынке.
Пример употребления на «Секрете»
«Чтобы эффективно защититься от недобросовестных конкурентов, необходимо зарегистрировать название, слоган или логотип в качестве товарного знака. Только в этом случае можно будет потребовать от площадки удалить с онлайн-витрины контрафакт и потребовать компенсации за нарушение прав».
(Управляющий партнёр юридической компании Bodilovskiy & Bart Андрей Бодиловский — о типичных ошибках предпринимателей на маркетплейсах.)
Ошибки употребления
Легко перепутать товарный знак, логотип и эмблему. Под логотипом понимается графическое изображение названия, а эмблема представляет собой выражение какой-либо идеи в виде символического изображения (символика спортивных команд, войск). Логотип зачастую и регистрируют в качестве товарного знака, а вот эмблему зарегистрировать не получится.
Нюансы
Товарным знаком может стать не только графическое изображение — регистрируются также слоганы («Не дай себе засохнуть»), звуки (мелодии мобильных телефонов или рекламные джинглы), форма упаковки (флакон парфюма), фамилии и псевдонимы (Моргенштерн и Тимати), мемы и фразы («Поехали!» для «Роскосмоса»).
Не получится, однако, зарегистрировать как товарный знак обозначения, плохо отличимые от уже используемых кем-то, вводящие в заблуждение и противоречащие принципам гуманности и морали.
Например, Роспатент отказал воронежскому кондитерскому предприятию «Лакомка» в правах на товарный знак «Православное» для своего печенья. В ведомстве посчитали, что такое название может оскорбить чувства верующих. Также Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Ваня Гог» — его сочли слишком похожим на уже существующий бренд Van Gogh («Ван Гог»).
Забавный факт
Есть довольно экзотические товарные знаки. Так, в Америке это клубничный запах зубных щёток или цветочно-мускусный аромат магазинов Verizon. Регистрация запаха, однако, представляет собой проблему: слишком по-разному они ощущаются людьми. Дошло дело и до цвета: так, Сбербанк, «Газпром» и МТС запатентовали используемые оттенки.