Что такое SPAC. Объясняем простыми словами
Формат появился относительно недавно в США. У SPAC нет активов, бизнес-плана, истории деятельности. Она просто производит первичное размещение «пустых чеков» (blank check). Все собранные на IPO средства ложатся на эскроу-счёт, который нужен только для слияния с другой компанией.
Цена акций SPAC фиксированная и составляет $10. Также инвестор получает бумагу, которая позволяет в будущем приобрести дополнительное количество акций компании по заранее установленной цене. По американскому законодательству время существования такой компании — 2 года с момента IPO. При этом она обязана потратить 80% средств на приобретение одного актива.
Пример употребления на «Секрете»
«Апогеем оптимизма стал взрывной рост SPAC — компаний-пустышек, главная цель которых — слиться с реальной компанией, которая хочет быстро выйти на биржу. Только вот живёт SPAC всего два года, и, если за это время найти такую компанию не получится, инвестор остаётся ни с чем».
(Инвестор Леонид Кофман — о перегреве фондовых рынков.)
Практика
Слияние со SPAC выгодно компаниям: так они экономят на обязательных для IPO процедурах. По такой схеме выйти на биржу планирует производитель электрофургонов Arrival экс-заместителя главы Минсвязи (ныне Минцифры) и экс-руководителя Yota Дениса Свердлова. Другой россиянин — медиаменеджер Иван Таврин — сам вывел на биржу NASDAQ две фирмы-пустышки и привлёк таким образом $450 млн.
Факт
Анализ 114 SPAC в 2010–2018 годах показал, что с момента IPO и до их слияния с компанией-целью средняя доходность акций SPAC составляла 9,3% годовых. Однако после слияния инвесторы потеряли в среднем 15,6% (по сравнению с тем, как если бы они купили обыкновенные акции объединённой компании в первый день торгов и удерживали их в течение года).