Бывший российский чиновник решил заработать миллиарды долларов на электромобилях
Бывший заместитель главы Минсвязи (ныне Минцифры) и экс-руководитель Yota Денис Свердлов решил вывести на биржу свою компанию по производству электромобилей. Но традиционную процедуру публичного размещения акций (IPO) он собирается обойти с помощью технической компании. Если всё получится, то состояние бизнесмена превысит $11 млрд.
Основанный Свердловым британский производитель электрокаров Arrival договорился о слиянии с американской CIIG Merger Corp. Последняя представляет собой SPAC-проект (Special Purpose Acquisition Company), то есть это компания-пустышка, главная цель которой — слиться с реальной фирмой, желающей быстро выйти на биржу.
Ожидается, что акции объединённой компании будут торговаться на бирже NASDAQ. Свердлов получит контроль над долей примерно в 75%, сообщил Forbes со ссылкой на источник, знакомый с вопросом. Arrival уже оценили в $15,3 млрд. Это в два раза выше её оценки в начале 2020-го. В случае реализации соглашения состояние Свердлова составит $11,7 млрд, подсчитал Bloomberg.
Слияние двух предприятий через SPAC — очень популярный в последнее время способ выйти на биржу. Ранее Bloomberg писал, что такие проекты привлекли на американских IPO с начала года уже около $130 млрд. Выгода «компаний-оболочек» в том, что они значительно сокращают время выхода на биржу основного актива. Сначала проводят размещение бумаг SPAC-проекта, который затем «ожидает» подходящего кандидата для покупки. В результате главный актив избегает необходимости проходить листинг и другие бюрократические «заморочки», связанные с IPO.
Кроме того, создатель SPAC может значительно увеличить свои вложения. Как правило, он получает 20%-й пакет бумаг технической компании по номинальной стоимости, который потом реализует по рыночным ценам. Инвесторы, приобретающие акции SPAC, тоже могут заработать гораздо больше, чем с традиционными инструментами. У них есть заранее оговоренные условия возврата средств, если спонсор проекта вдруг не найдёт объект для инвестиций. Так, ранее капитализация производителя электромобилей Lucid Motors после сделки со SPAC взлетела выше $55 млрд., чем превзошла по рыночной стоимости знаменитый автоконцерн Ford.
Денис Свердлов основал Arrival в Великобритании в 2015 году. За шесть лет своего существования проект привлёк несколько сотен миллионов евро инвестиций. В 2020 году в стартап вложил $118 млн инвестфонд BlackRock и ещё $110 млн — автогиганты Hyundai Motor и Kia. В компанию также вкладывал фонд российского миллиардера Владимира Потанина Winter Capital.
Arrival планирует к 2024 году построить 31 уникальное предприятие по производству электрокаров в формате минизаводов. «В мире около 560 городов с населением более миллиона человек, каждый из этих городов мог бы иметь микрофабрику, производящую 10 тысяч электромобилей, специально приспособленных для нужд этого рынка», — заявил Свердлов.
До создания Arrival Свердлов владел другим бизнесом — системным интегратором IT Vision. Через три года компания объединилась с конкурентом «Корус Консалтинг», хотя предприниматель и сохранил там долю. В 2004 году Свердлов возглавил телекоммуникационную фирму «Скартел», которая работала под брендом оператора Yota.
Свердлову довелось побывать и на государственной должности. В 2012 году он стал заместителем министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. Проработав на посту чуть больше года, он подал в отставку. Официально он уволился из-за принятого закона, который запретил чиновникам иметь зарубежные активы и счета, — Свердлов к тому времени уже владел недвижимостью во Франции, где жила его семья.
После увольнения Свердлов уехал из России и в 2014 году учредил в Люксембурге венчурный фонд Kinetik. Фонд инвестировал в гонки беспилотных электромобилей Roborace, а также в британского производителя силовых установок для электромобилей Charge. $26 млн из средств фонда Свердлов вложил в Arrival, когда создавал компанию.
Фото: кадр из видео / YouTube-канал ITU
Больше новостей и актуальной аналитики по фондовым рынкам и не только — в разделе «Инвестиции».
Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска — исключительно ваша задача.
Редакция «Секрета фирмы» не несёт ответственности за возможные убытки в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном материале. И не рекомендует использовать эту информацию в качестве единственного источника при принятии инвестиционного решения.