Магазин отменил оплаченный заказ и повысил цену? Юрист объяснила, что нужно делать
Почему отменять заказ незаконно
Вот как устроены отношения покупателя и продавца на интернет-площадках.
Вы заказали что-то через интернет. После этого между вами и продавцом возникают публичные правоотношения по розничной купле-продажи товаров дистанционным способом.
Во-первых, оформляя заказ, вы принимаете публичную оферту продавца. Во-вторых, с этого же момента заключается договор купли-продажи — на основании того, что вы ознакомились с предложенным продавцом описанием товара.
При этом размещение товаров на интернет-ресурсах или маркетплейсах по своей природе является публичной офертой, то есть предложением к продаже, обращённым к неопределённому кругу лиц на размещённых условиях (включая стоимость товара, акционные предложения, условия доставки и прочие данные и характеристики, указанные в описании товара).
Соответственно, продавец обязан выполнить договор купли-продажи на объявленных условиях.
Фиксация цены товара происходит в момент заключения договора (оформления заказа) между покупателем и интернет-магазином и не может быть изменена продавцом в одностороннем порядке.
Продавец в публичной оферте мог оставить за собой право на:
- отмену заказа;
- одностороннее изменение условий договора, например, цены товара или срока доставки.
Но всё это незаконно, уточнила юрист. По её словам, в соответствии с Законом о защите прав потребителей любые подобные условия, включённые в публичную оферту, ничтожны, так как ущемляют права потребителя.
Таким образом, изменение продавцом цены товара, зафиксированной в заказе покупателя незаконно, как и отмена заказа в одностороннем порядке.
Что можно сделать
Первое: если вы заказали товар по определённой цене, вы имеете право требовать от продавца продать его именно по ней. Это можно сделать, направив ему претензию в досудебном порядке.
Второе: если продавец откажется или проигнорирует требование, обязать его выполнить условия можно, обратившись в суд.
При этом требования следует предъявлять непосредственно продавцу товара, а не маркетплейсу или иному интернет-ресурсу по дистанционной продаже.
Собеседница «Секрета фирмы» обратила внимание, что на такой порядок действий при изменении цены или отмене заказа продавцом указал и Верховный суд.
Была история: волгоградец купил в интернет-магазине ЦУМа 19 вещей по ценам в 846 раз ниже реальных. Продавец отменил заказ, сославшись на сбой. Но покупатель пошёл в суд. Правда, первые три проиграл. Но главное — чем всё закончилось: Верховный суд встал на его сторону.
«Несмотря на наличие технического сбоя и очевидной несоразмерности цены приобретённого товара, Верховный суд Российской Федерации указал на невозможность изменения цены заказа или односторонней отмены продавцом заказа покупателя», — объяснила Киреева.