Музыка в ресторанах. Что включать и кому за это платить
В 1934 году бывший военный Джордж Оуэн Сквайр предложил включать в пассажирских лифтах музыку. Небоскрёбы тогда только появлялись, американцы ещё не привыкли к долгим подъёмам в замкнутых кабинках, и музыка должна была их отвлечь. Так появилось понятие аудиомаркетинга, когда музыка, влияя на настроение клиента, помогает бизнесу заработать.
В ресторанном бизнесе музыка влияет на скорость клиентооборота и востребованность определённых позиций из меню, сглаживает напряжение от ожидания блюда или в очереди за столиком. И даже меняет восприятие вкуса.
Просто взять и включить музыку в общественном месте нельзя, есть риск нарушить авторские права. За звучание почти любой мелодии придётся заплатить. Рассказываем, как правильно поставить аппаратуру в зале, что включать и как не попасть на штраф.
Как организовать
Ресторанный критик Джейсон Кесслер советует: музыка должна звучать так, чтобы приходилось прислушиваться, чтобы узнать мелодию.
Нельзя просто поставить две колонки в разных концах зала и надеяться на «общий» звук. В одном конце ресторана люди не расслышат собеседника, в другом будут слышать только хруст своего салата. Если в заведении много окон, колонки лучше расположить в направлении от стёкол и использовать в отделке помещения материалы, которые поглощают звук: ковролин, мягкую мебель, текстиль.
Для небольшого кафе до 50–100 кв. м подойдут несколько типов акустических систем. LPA — бюджетный вариант (только для фоновой музыки, когда особой глубины звучания не требуется), цена такой системы — около 25 000 рублей. Если нужна ещё и система для речевого оповещения, смотрите на Inter-M. Yamaha и прочие высококлассные акустические системы выглядят круто, но для озвучки в небольшом ресторане необходимости в таком люксе нет: несколько колонок с сабвуферами, усилителями и кабелями могут стоить больше 1 млн рублей.
Также на рынке есть компании, которые занимаются установкой акустики для кафе под ключ.
Что крутить
«Я люблю вашу еду, уважаю вас, обожаю ваш ресторан, но вашу музыку я просто ненавижу, — обратился композитор и лауреат «Оскара» Рюити Сакамото к владельцу своего любимого заведения на Манхэттене. — Ваша еда так же хороша, как Императорская вилла Кацура, но музыка похожа на Trump Tower». Его крик души даже опубликовал The New York Times, констатировав: раздражающая музыка — достаточный мотив не вернуться даже в очень хорошее заведение.
Треки должны быть грамотно скомпилированы: каждая последующая композиция плавно вытекает из предыдущей, они сочетаются стилистически, логически и тонально. В противном случае посетитель будет постоянно отвлекаться.
Национальные мотивы стоит использовать только в случае, если вы хотите подчеркнуть атмосферу заведения — например, в ресторане этнической кухни.
Сетевым заведениям лучше иметь одинаковый плейлист: это формирует характер бренда и повышает его узнаваемость. Например, Starbucks поддерживает атмосферу своих кафе джазовыми композициями. С локальными игроками та же история. Питерская сеть пиццерий Ollis (основные клиенты — молодёжь и молодые семьи) строит плейлист на лаундже и поп-роке, но варьирует треки по темпу в зависимости от времени суток. Утром играет медленный и средний лаундж, лёгкий акустический поп- и софт-рок и такая же поп-музыка. Днём темп нарастает до активного лаунджа, лёгкого танцевального попа и поп-рока. Вечером снова средне-медленный лаундж и акустический рок.
Также стоит продумать, как именно будет воспроизводиться музыка. Проще всего выбирать и устанавливать системы наподобие Powergold: там включение / выключение музыки и регуляция громкости происходят автоматически по заданному расписанию. Музыкальный редактор добавляет к трекам метки (жанр, время суток, исполнитель, темп и т. д.) и задаёт определённые алгоритмы. Например, чтобы композиции одной группы не включались чаще, чем раз в час, быстрые треки играли в середине дня, а медленные — вечером.
Кому платить
Есть три способа получить музыкальное сопровождение.
Во-первых, можно заключать прямые контракты с лейблами. Это дешевле всего, потому что не придётся переплачивать посредникам, но придётся повозиться. Если вы не знаете, кому принадлежат права на тот или иной трек, проще всего узнать это с помощью банального Shazam: внизу страницы обычно указан лейбл. Нужно назначить переговоры с представителями и прояснить цену, по которой они передадут права на музыку. Сложность в том, что у некоторых композиций могут быть десятки авторов, а каждый раз, когда вы захотите обновить плейлист, нужно будет оформлять новые договоры.
Во-вторых, можно платить ежемесячные отчисления в организации коллективного управления правами — аккредитованные Минкультом Российское авторское общество (РАО) и Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Первое управляет правами авторов произведений, второе — правами исполнителей и изготовителей фонограмм. Но тут остановимся поподробнее.
Несмотря на то что большинство кафе и ресторанов заключает договоры с РАО и ВОИС, многие считают это сотрудничество вынужденным и даже называют организации «легальной мафией». По закону ВОИС, как аккредитованная государством организация, представляет по умолчанию интересы любых правообладателей, пока те сами от этого не откажутся. Другими словами, перечень фонограмм у неё огромный. Предприниматели намекают на то, что расценки РАО и ВОИС завышены, а доходят ли средства до зарубежных правообладателей — неясно.
РАО и ВОИС собирают отчисления за количество посадочных мест: в зависимости от площади — от 35 до 60 рублей в месяц со «стула» для каждой организации. Чтобы оформить всё легально, нужно каждый квартал отсылать отчёт, где прописано количество воспроизведений каждой композиции по всем точкам. Такую работу владельцы ресторанов обычно «вешают» на бухгалтеров.
Сети и крупные компании (McDonald's, «Кофе-хаус», «Спортмастер» и т. д.) часто обращаются к услугам небольших аудиомаркетинговых агентств и корпоративных радиостанций, которые работают по прямым договорам с лейблами. У них уже есть «наборы» скомпонованной фоновой музыки для разных видов бизнеса, плюс их услуги гораздо дешевле. Например, если за музыку во всех своих заведениях «Кофе-хаус» должен был бы платить РАО и ВОИС по 25 млн рублей в год, то корпоративному радио сеть отдаст в пять раз меньше. Но библиотека композиций у посредников значительно скромнее.
Стоит учитывать, что российские суды трактуют нормы Гражданского кодекса в области авторских прав достаточно вольно, что даёт РАО и ВОИС возможность обращаться в суд, даже если у бизнеса есть контракт со сторонней организацией. Хотя отбить такие нападки вполне реально. В прошлом году РАО даже пыталось взыскать деньги за музыку в такси — по 500 рублей в месяц с машины. Но ничего не вышло: вход в автомобиль не бесплатный, поэтому о публичном исполнении речи не идёт.
Как не нарушить авторские права
Как правило, нарушения обнаруживаются в ходе проверок.
Инспекторы под видом обычных посетителей записывают композицию, которая играет в заведении, на диктофон или мобильный, затем просят предоставить документы, доказывающие легальность её воспроизведения. Официальное основание может быть только одно — договор. Если договора нет, инспекторы составляют претензию.
Подтвердить законность нужно в течение 30 дней, иначе — иск в суд по ст. 7.12 КоАП РФ за нарушение авторских и смежных прав. Правообладатель вправе потребовать компенсации от 10 000 рублей до 5 млн рублей.
Нужно помнить, что РАО и ВОИС — общественные организации, а не госорганы, властных полномочий у них нет, требовать заплатить штраф на месте они не могут.
Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене» и Google News.