Выручка малого и среднего бизнеса в России вернулась к докарантинному уровню
В исследовании банка использовались данные 300 000 компаний-клиентов «Точки» по всей России. Выяснилось, что общая выручка малого и среднего бизнеса находится на уровне марта 2020 года даже в тех отраслях, которые считаются наиболее пострадавшими от коронавируса. В сферах, затронутых ограничительными мерами менее всего, выручка в последнюю неделю июня и вовсе превысила докарантинный уровень на 23%.
А вот арендные платежи весной 2020 года резко упали, особенно со стороны компаний из пострадавших отраслей. Как только им разрешили вернуться к работе, общая сумма платежей за первую же неделю июня выросла на 51% по сравнению с началом мая.
Бизнес спешит наверстать упущенное
После провала во время нерабочих дней в апреле-мае резко выросла регистрация сезонных бизнесов. Обычно летний бизнес регистрируют в апреле-июле и ликвидируют в сентябре-октябре. К нему относятся:
- деятельность гостиниц и сдача жилья отдыхающим;
- общепит, летние кафе;
- ларьки с мороженым, квасом и сахарной ватой;
- работа развлекательных и спортивных зон, аренда спортивных товаров;
- экскурсии, водный и морской транспорт.
Однако во время действия карантинных ограничений регистрации по этим видам сократились в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Ситуация начала выправляться только в июне, когда зарегистрировалось в 2,4 раза больше сезонных компаний, чем в мае.
При этом число ликвидаций компаний в пандемию не выросло, а, наоборот, снизилось по сравнению с предыдущими годами. Ожидаемого экспертами всплеска закрытия бизнесов после возвращения страны к рабочему режиму не произошло даже в июне. По мнению аналитиков «Точки», это говорит о желании предпринимателей продолжать деятельность при изменении ситуации к лучшему.
Об этом же говорит опрос «Опоры России» и Промсвязьбанка: более 70% московских малых и средних предприятий (МСП) планируют восстановить свой бизнес в течение года. При этом многие рассчитывают на меры поддержки, предоставленные государством для пострадавших отраслей.
Развитие и поддержка МСП в России является одной из приоритетных задач программы национальных проектов. Вопросами бизнеса занимаются в рамках нацпроекта «МСП и поддержка предпринимательской инициативы», на который изначально выделяли 481,5 млрд рублей до 2024 года. В 2020 году из-за пандемии на льготные займы, субсидии и отсрочки платежей для предпринимателей внепланово потратили свыше 100 млрд рублей.
Россияне вернулись в большой шопинг
Стабилизировалась и покупательская активность, вернувшаяся к росту с середины апреля. Тем не менее структура трат существенно изменилась. Российские компании стали меньше тратиться на авиабилеты (–65%), гостиницы (–40%), рестораны (–40%), цветы (–39%), аптеки (–36%), образование (–24%) и развлечения (–18%). Зато резко выросли траты на алкоголь (на 40%), товары повседневного спроса (+40%), запчасти (+36%), ремонт (+28%) и канцтовары (+27%).
Проявили интерес к ремонту и рядовые россияне, весной оказавшиеся запертыми в своих домах. Приводить квартиры и дачи в порядок принялись многие москвичи, показывает исследование Watcom Group. Shopping Index (количество покупателей на 1000 кв. м торговых площадей) в первый месяц работы магазинов для ремонта восстановился быстрее ожиданий и полностью вернул продажи на уровень 2019 года. Для сравнения, в сфере модной одежды этот показатель в июне восстановился лишь на 80%.
Ретейлеры также отметили рост продаж: например, в сети торговых домов «Петрович» продажи в июне выросли на 23% год к году. При этом произошла смена вектора покупательских настроений: если ранее в тот же Leroy Merlin массово ездили закупаться товарами для обустройства дома и сада, то теперь основные продажи приходятся на стройматериалы и инструменты.
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!