Власти собрались наказывать мировые бренды за экономию на россиянах
Поручение разработать механизмы контроля и сравнения продукции, которая продаётся и на внутреннем, и на внешних рынке, дал профильным ведомствам вице-премьер Алексей Оверчук. Сейчас производители могут поставлять в Россию и, например, в страны Евросоюза товары под одним и тем же брендом, но на поверку у них могут оказаться разные свойства и состав.
Министерствам дали задание также подумать об ужесточении ответственности для тех компаний, которые ввозят в Россию продукцию более низкого качества, нежели в другие страны. Свои предложения ФАС, Минпромторг, Роспотребнадзор и другие ведомства должны предоставить в правительство до конца декабря.
По заявлению пресс-службы правительства, сейчас в кабмине обсуждают идею ввести параллельный импорт для отдельных категорий товаров. Это даст возможность ввозить в страну оригинальную продукцию не только официальным импортёрам, но и неустановленным. Ведомства также думают, как пресечь недобросовестную конкуренцию со стороны правообладателей товарных знаков. Например, в Федеральной антимонопольной службе заявили, что нужно скорректировать техрегламенты маркировки товаров и внести поправки в закон «О защите прав потребителей», чтобы ужесточить ответственность за изменение состава и свойств товаров без уведомления покупателей.
Этот комплекс мер позволит одновременно повысить качество импортируемой продукции и снизить её стоимость, уверены чиновники. Однако производители думают иначе. Как объяснил исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев, компании могут менять рецептуру, чтобы учитывать национальные особенности страны и предпочтения её жителей. При этом главное, чтобы продукция отвечала локальным требованиям по качеству и безопасности.
Сейчас штраф за недобросовестную конкуренцию в России не превышает 500 000 рублей. Он несоразмерен с выгодой, которую получают производители за счёт «удешевления» товаров для локальных рынков, указали эксперты.
Кроме того, многими поставщиками руководит объективная необходимость учитывать курс рубля и платёжеспособность потребителей: например, продавать в России автомобили с той же комплектацией, что в Европе, будет слишком дорого и не привлечёт покупателей, отметил руководитель GR-практики BMS Law Firm Дмитрий Лесняк. Но в этом случае следовало бы обязать производителей делать на упаковке товаров отметку о более низком качестве по сравнению с продукцией в других странах, признал он.
В 2019 и 2020 году штрафы и предупреждения от ФАС за «двойные стандарты» получили компании Henkel (стиральный порошок Persil) и Lindt (одноимённый шоколад и конфеты). Несмотря на то что на их упаковке встречаются слова «стандарт», «традиции» и «качество», их продукция оказалась отличной от того, что предлагается на европейском рынке.
Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».