Владельцы российских торговых центров начали от них избавляться
По словам эксперта, торговые центры испытывают нехватку посетителей из-за ухода иностранных брендов (это около 30–40% арендаторов в ТЦ). Из-за этого трафик сократился на 10% по отношению к 2021 году и на 25% — к 2020-му.
«Доход торговых центров от продаж серьёзно сократился. Плюс к этому уменьшилась сумма арендной платы. Обычно магазины оплачивают аренду в зависимости от своего оборота, то есть в контрактах фиксируют процент от реализации. Сейчас же партнёры работают по другой схеме: арендаторы, которые взяли паузу в работе, теперь платят фиксированную сумму», — пояснил «Известиям» Шакиров.
Около 300 иностранных брендов остановили работу в России. По подсчётам брокера торговой недвижимости Knight Frank, из них на ретейл пришлось 160 компаний. Среди них Nike, Adidas, Zara, IKEA, LEGO, Apple, Samsung, LG. Некоторые фирмы готовы вернуться, как только настроят цепочки поставки товаров, в их числе IKEA и Zara.
По словам гендиректора консалтинговой компании DNA Realty Антона Белых, посещаемость ТЦ в Москве снизилась на 10%, причём крупные моллы с западными брендами потеряли больше, чем районные торговые центры. Однако на продажу в первую очередь выставляют объекты в регионах, где покупательная способность ниже и сокращается быстрее.
По итогам 2021 года на российском рынке открыли 35 торговых центров общей арендопригодной площадью 901 800 кв. м, что на 49,3 и 3,6% выше показателей 2020 и 2019 годов соответственно. В 2020 году значительную часть проектов не успели открыть в установленные сроки из-за пандемии.
В апреле российские мобильные операторы потребовали от владельцев торговых центров снизить аренду до 50%. Иначе им придётся закрывать салоны связи. Однако собственники помещений рассчитывают в этом случае найти новых арендаторов.
Фото: Pixabay, Pixabay License