В России ускорят возврат денег жертвам мошенников
Как рассказал «Известиям» заместитель министра финансов Алексей Моисеев, новый механизм позволит оперативно реагировать на информацию о преступлении и «тормозить» средства.
«Мы предлагаем законодательно дать возможность Банку России и МВД оперативно реагировать на информацию о мошенничестве и быстро получать решение суда по блокировке дальнейших действий», — заявил Моисеев.
По данным Генпрокуратуры, каждый пятый факт кражи в России связан с хищением денег с банковского счёта — за 2020 год мошенники через интернет и сотовую связь выманили у россиян около 150 млрд рублей. При этом, по словам источника «Известий», вернуть украденные деньги получается лишь в 10% случаев.
«Когда мошенники похищают некую сумму, деньги выбывают и из кармана человека, и из банка, потому банк не может вернуть их. Не существует блокировочного механизма, чтобы средства оставались в банке — они отправляются дальше на счета злоумышленников. И когда человек приходит в полицию и возбуждается дело, следователь не может сразу изъять деньги — ему нужно сначала направить запрос в банки, узнать, с какого счёта и куда списались средства, направить письмо в банк, чтобы их заблокировали, если они ещё на счету, — но их, конечно, там уже нет. Они либо обналичены, либо переведены на интернет-кошельки», — рассказал собеседник издания.
Юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов отметил, что вернуть похищенное в таких случаях практически невозможно — заявление в полицию, возбуждение уголовного дела, запросы следователя в банки о деталях транзакции требуют слишком много времени. Иванов предположил, что если у россиян будет возможность «тормозить» операции с похищенными деньгами, то возмещение ущерба ускорится.
«В целом, если новая процедура будет правильно организована, она позволит быстрее отслеживать движение средств — если схема мошенников изначально простая (перевести деньги со счета потерпевшего и снять через карту третьего лица). Но с учётом наличия систем электронных моментальных переводов, быстрых платежей и иностранных платёжных инструментов за время обнаружения хищения средств и обращения в полицию деньги могут быть легко выведены», — рассказал Иванов.
Управляющий RTM Group Евгений Царев считает, что инициатива правительства не сильно улучшит ситуацию по возврату украденных денег. «Процедура, которую предлагают ввести в Минфине, в теории сократит срок до нескольких дней, в лучшем случае — часов. Однако в данном случае счёт идёт на минуты. Как правило, получив деньги, мошенники проводят ещё две-три операции по переводу и похищенные деньги уже снимаются с банкомата», — заявил Царев.
Старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия» Антон Рогачевский предположил, что механизм подразумевает возможность заморозке подозрительных транзакций, что может привести к постоянной блокировке личных счетов.
«Система будет неспособна распознавать в больших объемах переводов, подозрительна ли транзакция или нет. Поэтому тут два варианта: либо выделять какие-то критерии, которые будут отличать обычный перевод от перевода денег мошенникам (что практически невозможно), либо ставить стандартные признаки, и программа будет блокировать все платежи, тормозя рабочие процессы», — отметил эксперт.
Ранее «Секрет» писал, что телефонные мошенники пытались обмануть самого Моисеева — чиновник хотел продать детскую кровать через сервис бесплатных объявлений. Ему ответила девушка, которая сказала, что хочет сделать покупку и перечислить деньги. Чтобы получить их, нужно назвать код из SMS, заявила она. Тогда замглавы ведомства и догадался, что столкнулся с мошенниками.
Фото: Pixabay, Pixabay License