secretmag.ru
Новости

У «Норникеля» появился шанс на миллиардные контракты от Илона Маска

Глава ведущего мирового производителя электромобилей Tesla Илон Маск заявил о готовности предоставить крупные контракты производителям никеля, необходимого для производства аккумуляторов. Для того чтобы получить от Tesla миллиарды, добывающие никель компании, среди которых есть и российский «Норникель» должны быть приверженцами концепции устойчивого развития и не забывать об экологии.

«Добывайте больше. Tesla предоставит вам гигантский долгосрочный контракт, если вы будете производить никель эффективно и безопасно для экологии», — сказал Маск во время телефонной конференции по итогам второго квартала 2020 года, ставшего для Tesla четвёртым прибыльным кварталом подряд.

Призыв Маска прозвучал на фоне того, как цены на аккумуляторные компоненты опустились на рекордные за несколько лет уровни. Никель достиг годового минимума в $10 865 за тонну в марте, но с тех пор восстановился до $13 180. Это примерно на 30% ниже по сравнению с пятилетними максимумами, которые были в сентябре. Но главе Tesla этого недостаточно.

Зачем Маску никель?

Предложение компаниям нарастить добычу связано с желанием Маска сэкономить за счёт крупных оптовых заказов. Миллиардер указал, что текущая стоимость комплектующих для аккумуляторов является серьёзным препятствием для роста Tesla. Сейчас помимо основной фабрики в Калифорнии строится Gigafactory в Шанхае и Берлине. Также анонсировано начало строительства завода в штате Техас.

Никель — важный компонент в производстве аккумуляторных и гибридных автомобилей. Аккумуляторы с использованием этого элемента держат заряд дольше и позволяют автомобилю увеличить пробег без подзарядки. Поэтому Tesla стремится увеличить производство электромобилей, работающих на никелевых батареях, хотя цены на другие материалы ниже. Помимо расширения производства электрокаров, Tesla нуждается в никеле ещё и для развития проекта солнечных панелей, где также используется этот металл.

Аналитики указали, что Tesla с большой вероятностью предпочтёт закупать высококачественный сульфидный никель, для производства которого требуется меньше энергии, чем для никеля из латеритных руд. Основные производители такого никеля — российский «Норникель» и BHP Group, работающая в Австралии, а ключевой поставщик на американском рынке — Vale, производящая никель в Канаде и Бразилии.

При этом в январе 2019 года на одном из железорудных предприятий Vale случился прорыв дамбы, который привёл к крупнейшей экологической катастрофе в отрасли и человеческим жертвам. А 2020 год оказался крайне неудачным для «Норникеля», на предприятиях которого случилось сразу несколько крупных аварий. Самая заметная из них — разлив топлива под Норильском, когда десятки тысяч тонн солярки из треснувшего бака на ТЭЦ вылились в почву и близлежащие реки. Ущерб для экологии от этого инцидента оценили в 148 млрд рублей. Так что для того, чтобы получить многомиллиардные контракты от Tesla, предприятиям придётся поработать над безопасностью своего производства для природы.

Не слишком убедительный аргумент

По прогнозам исследовательской компании Wood Mackensie, использование никеля для электромобилей к 2025 году возрастёт на 64%, став основным драйвером роста для горнодобывающих компаний. Однако удовлетворение этого спроса может быть непростой задачей для отрасли, которая медленно наращивает масштабы. Даже миллиардные контракты от Tesla могут оказаться не слишком убедительным аргументом для увеличения производства, отметили аналитики.

Тем не менее на «Норникеле» питают определённый оптимизм относительно развития индустрии электромобилей. В 2018 году группа компаний запустила свой первый проект, нацеленный на снабжение аккумуляторной отрасли никелевым и кобальтовым сырьём на базе финской площадки Norilsk Nickel Harjavalta.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал CNBC Prime

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!