Ссылка дня. Forbes — о роспуске велокоманды Олега Тинькова
Олег Тиньков объявил о роспуске собственной велокоманды, которая несколько лет участвовала во всех крупнейших соревнованиях мира. В этом году на «Тур де Франс — 2016» звезда испанского велоспорта и лидер команды Tinkoff Альберто Контадор и чемпион мира Петер Саган, который также находится в составе команды Тинькова, не заняли никаких мест. Издание Forbes сделало мультимедиа-материал, посвящённый велосипедному бизнесу Олега Тинькова.
К старту «Тур де Франс» Контадор и Саган занимали первое и второе место в рейтинге лучших гонщиков Международного союза велосипедистов (UCI), высокие позиции занимала и сама команда. Несмотря на это, Тиньков решил распустить свою команду.
Олег Тиньков начал заниматься велоспортом ещё в школе, где стал мастером спорта, выиграв 41 гонку. Намного позже, после продажи своего пивного бизнеса компании InBev за 201 млн евро, он решил создать свою команду и назвал её Tinkoff Restaurants. Основу команды составили подопечные российского тренера Александра Кузнецова, многие из которых входили в олимпийскую сборную России, пишет издание. Команда просуществовала всего год из-за разногласий Тинькова и Кузнецова. Тут же бизнесмен создал вторую команду Tinkoff Credit Systems, куда переманил основных гонщиков из Tinkoff Restaurants.
Tinkoff Credit Systems в 2007 году одержала 15 побед и выиграла два этапа престижной гонки «Джиро д’Италия». Но бюджета Тинькова было недостаточно для выхода его команды на уровень мирового тура, поэтому бизнесмен решил найти себе партнёра, в результате чего начал работать с владельцем нефтяной компании «Интера» Игорем Макаровым, бывшим профессиональным велогонщиком. В итоге появилась команда «Катюша», бюджет которой превышал $15 млн и которая славилась «Газпромом» в графе спонсоров. В 2009 году Тиньков решил уйти из команды — он не сработался с Андреем Чмилем, помощником, которого к нему приставил Макаров. «Я увидел человека со сканерами вместо глаз и кассовым аппаратом вместо сердца», — писал Тиньков в своём блоге.
В 2012 году Олег Тиньков и председатель правления его банка Оливер Хьюз начали переговоры с Saxo Bank. В результате в середине 2012 года у команды появился логотип нового спонсора на форме, а в 2013 году Тиньков купил команду у её основателя Бьярне Рийса за 4 млн евро. Сезон 2014 года Tinkoff-Saxo начала уже как российская команда. Тогда Олег Тиньков и начал работать с лидером Astana Pro Team Альберто Контадором и Петером Саганом. По словам журналистов Forbes, Тиньков сам подбирал участие в подборке гонщиков в команду, и в результате их стало 27 человек. «Нельзя сказать, что вот я такой гений. Естественно, я советуюсь и разговариваю со спортдиректорами и менеджментом команды. Но я понимаю велоспорт намного глубже, чем мои коллеги, с которыми меня сравнивают, потому что я штудирую все протоколы, смотрю много гонок, общаюсь с агентами», — рассказывает бизнесмен.
Своим гонщикам бизнесмен платил больше рыночной стоимости: Сагану и Контадору предлагалось 4,5 млн евро в год, тогда как сумма контракта трёхкратного победителя «Тур де Франс» Криса Фрума — около 5 млн евро. В 2015 году Альберто Контадор выиграл «Джиро д’Италия», а Тиньков покрасил волосы в цвет майки победителя — розовый, а Саган победил на на «Туре Калифорнии». Но в конце 2015 года Тиньков объявил о роспуске команды после сезона 2016 года. «Я быстро понял, что это очень дорого. Я попытался, как настоящий бизнесмен, из этого как-то сделать бизнес, чтобы компенсировать затраты. Но не получилось», — говорит Тиньков.
В 2016 году бизнесмен потратил на команду 26 млн евро, а за всё время — более 50 млн евро. Команды принимают участие в гонках почти бесплатно, им оплачивают отели, но взамен они ничего не получают. «Все настоящие лиги — баскетбольные, хоккейные, футбольные, автомобильные — держатся за счёт телевизионных прав. В велоспорте за телевизионные права команда ничего не получает», — говорит Тиньков. По его оценке, ASO, организовывающая «Тур де Франс», может получать на гонке до 60 млн евро. Сейчас команды полностью зависят от спонсора, хотя в идеале должны на 5–10%, считает банкир. По его словам, спасти ситуацию может только появление лиги, которая могла бы владеть правами на телетрансляции и распределять деньги между командами. Также команды не имеют права зарабатывать на трансфере своих участников, поэтому, пока велоспорт не превратится в настоящий спортивный бизнес, на нём будет просто невозможно зарабатывать.