Россияне стали экономить на ритуальных услугах
В первой половине 2020 года россияне потратили на ритуальные услуги 34,07 млрд рублей, за тот же период 2021 года — 36,9 млрд, рост составил 9%, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на данные Росстата. По сравнению со вторым полугодием 2020-го выручка уменьшилась на 1%. При этом смертность в России заметно увеличилась: в январе — июне 2021 года умерли 1,1 млн человек, что на 16% больше, чем за тот же период прошлого года.
Глава похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов объяснил разницу между динамикой выручки ритуальных агентств и смертности тем, что россияне стали меньше тратить на похороны. «Если до 2020 года средний чек при организации похорон в регионах составлял около 50 000 рублей, то сейчас люди не хотят тратить более 30 000 рублей», — отметил он.
Россияне на фоне снижения доходов экономят на дополнительных погребальных услугах, добавил Болтунов. К примеру, памятник и ограду предпочитают ставить, когда улучшится финансовое положение.
В ГБУ «Ритуал», которое обслуживает кладбища Москвы, сообщили, что средний чек в столице не изменился, а выручка учреждения в первом полугодии выросла пропорционально приросту числа умерших в Москве — на 18%.
В то же время вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев России Владимир Родькин отметил, что клиенты стали чаще выбирать кремацию, которая стоит в среднем на 40% дешевле, чем традиционное захоронение. По его словам, в Петербурге кремируют уже более 70% усопших, хотя до 2020 года эта доля не превышала 65%. В целом по стране показатель существенно ниже — около 10%, поскольку не везде есть крематории, добавил эксперт.
При этом значительная часть рынка ритуальных услуг остается в серой зоне, отметили собеседники. По словам Болтунова, около 90% рынка находится в серой зоне с расчётами наличными. В ГБУ «Ритуал» считают, что более 70% доходов частных похоронных организаций не облагается налогами.
Таким образом, в реальности жители страны могли потратить на похороны почти в четыре раза больше, чем свидетельствуют данные официальной статистики, — около 140 млрд рублей за шесть месяцев 2021 года.
Ранее «Секрет» рассказывал, что во время коронавирусных ограничений россияне усердно экономили почти на всём, чтобы впоследствии потратить накопленное на свой внешний вид. Расходы семей на одежду и обувь в начале 2021 года выросли в 2,5–3 раза.
В июне 2021 года статистика свидетельствовала о том, что граждане страны стали больше экономить на товарах для дома. Во время пандемии средний чек покупок в этой категории снизился за год на 36%, до 1493 рублей.
Фото: Wikimedia, CC BY-SA 3.0
Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.