Россиянам назвали самые отстающие по импортозамещению отрасли
Чтобы оценить эффективность импортозамещения, для начала необходимо точно определить цели этой политики, подчеркнула доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова. По её словам, если речь идёт просто об отказе от импорта, достаточно ввести высокие ввозные таможенные пошлины — и международные компании будут размещать предприятия в России для выпуска своей продукции.
«Такой подход реализовали в автомобилестроении, когда открыли в стране сборочные предприятия по выпуску автомобилей Toyota, BMW, Renault и других. По факту — это импортозамещение, но без огромных бюджетов на реализацию соответствующей программы. Очевидно, России необходимо и собственное производство», — отметила эксперт.
Она уточнила, что сейчас по импортозамещению сильнее всех отстают высокотехнологичные отрасли.
«Например, не видно существенных успехов в сфере электроники. В стране не появились предприятия по выпуску микроэлектроники на базе современного техпроцесса», — пояснила Прикладова.
Аналитик банка «Фридом финанс» Владимир Чернов указал, что трудности в плане импортозамещения сейчас возникают в нефтегазовой сфере. По его словам технологии, оборудование и комплектующие в данной отрасли на 80–90% — зарубежные. Поэтому приходится экстренно перестраивать производство для выпуска необходимых комплектующих.
«Также сложности есть в производстве электроники и разработке IT-решений. При этом нарастить выпуск собственных микрочипов и другой сложной электроники в кратчайшие сроки не удастся. В свою очередь, это приведёт к дефициту и производственным проблемам в других отраслях: автомобилестроении, авиастроении, производстве бытовой техники, компьютеров, смартфонов и ПО для них», — предупредил аналитик.
Чернов добавил, что само автомобилестроение тоже пока нельзя назвать отраслью с успешным импортозамещением, так как на рынке сформировался дефицит комплектующих, в первую очередь — электроники. По этой причине АвтоВАЗ ранее вновь приостановил производство, а КамАЗ вернулся к сборке старых моделей с минимальным количеством электроники.
«Однако здесь идёт процесс замещения поставщиков: китайский автопром активно осваивает российский рынок и планирует наладить производство своих машин на базе компании "КамАЗ"», — отметил эксперт.
А где успехи?
Наиболее успешной отраслью по импортозамещению Владимир Чернов назвал сельское хозяйство. По его словам, за счёт ограничения экспорта некоторых видов продовольствия (сахар, зерновые и т. д.), минеральных удобрений, а также благодаря своевременным действиям Федеральной антимонопольной службы и Центробанка, России удалось остановить подорожание еды. Оборудование импортируют в основном из Белоруссии, поэтому с ним тоже не возникает серьёзных проблем, заявил аналитик.
Однако Анастасия Прикладова усомнилась в успешности импортозамещения в сельском хозяйстве. По её словам, эмбарго на ввоз продовольствия из стран ЕС и ряда других государств действительно позволило снизить долю импорта, но через три года пошла обратная тенденция.
«То есть в сельском хозяйстве эффективность политики импортозамещения вызывает вопросы», — сказала доцент.
Собеседники при этом сошлись во мнении, что у России есть очевидные успехи по импортозамещению в авиастроении. Стране удалось снизить долю импорта при производстве самолётов Sukhoi Superjet-100. Кроме того, в 2024 году ожидается запуск серийного производства пассажирского самолёта МС-21.
Ранее «Секрет» сообщал, что российский агрохолдинг «Мираторг» в целях импортозамещения запустил на предприятии в Курской области линию по производству различных кормов для ценных пород рыб вроде форели.