Россия потратила почти 600 млрд рублей на поддержку авиакомпаний
Деньги пошли на стабилизацию компаний, которые занимаются пассажирскими перевозками в сфере автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Об этом сообщила Счётная палата в отчёте по госпрограмме «Развитие транспортной системы» на 2018–2024 годы. Как отметил представитель Счётной палаты, ссылаясь на доклад Минфина, по итогам 2019 года объём налоговых льгот составил почти 207 млрд рублей. Таким образом, господдержка транспортной отрасли в 2020 году выросла почти втрое.
РБК отметил, что основные льготы пришлись на следующие виды налогообложения:
- 462 млрд рублей — льготные ставки НДС для авиакомпаний, для которых он был снижен с 20 до 10%, а в некоторых случаях — даже до 0%;
- 115 млрд рублей — освобождение от налогов и ввозных пошлин на самолёты, двигатели и запчасти к ним.
Более 13 млрд рублей бюджет не получил в 2020 году из-за льготной ставки НДС (0%) на перевозки пассажиров пригородными электричками. Такая мера действует с 2015 года и рассчитана до 1 января 2030 года.
Почти 2 млрд рублей казна потеряла из-за введённой в 2020 году ставки налога на имущество в размере 1,6% для железнодорожных путей общего пользования, впервые принятых на учёт.
Ряд налоговых льгот для авиакомпаний появился только в 2020 году, отметил аудитор. Например, тогда были установлены нулевые ставки НДС при передаче в лизинг воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре. От налогообложения также освободили ввоз самолётов в Россию. Совокупные выпадающие доходы по этим льготам в 2020 году составили более 9 млрд рублей.
Издание отметило, что на фоне ограничений на перемещение людей из-за COVID-19 суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд рублей против 4 млрд рублей прибыли годом ранее. Пассажиропоток всей гражданской авиации упал на 46%, до 69 млн человек.
В Счётной палате уточнили, что предприятия транспортной отрасли до сих пор не вышли на допандемийный уровень, поэтому оценивать эффективность господдержки ещё рано.
По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, льготы стали главным фактором стабильной работы отрасли авиаперевозок. Без поддержки властей авиарынок мог недосчитаться нескольких игроков, а ситуация в отрасли могла быть совсем драматической, сказал он в беседе с изданием.
С мнением Пантелеева согласилась аналитик по транспорту «ВТБ Капитал» Елена Сахнова. «При меньшей поддержке мы могли увидеть банкротства в отрасли. При большей — отрасль смогла бы уменьшить убытки, но тогда меньше бы средств получили другие адресаты госпомощи», — отметила она.
Ранее «Секрет» рассказывал, что российские аэропорты вернули объём авиаперевозок на допандемийный уровень. Полёты за границу сократились вдвое, но это компенсировал рост числа внутренних перевозок на 30%.
Аналитики подсчитали , что российские авиакомпании в пандемию потеряли 125 млрд рублей из-за жёстких ограничений и запретов. Всего по итогам 2020 года российские авиакомпании сократили перевозки на 46%. Пассажирооборот за год составил 153,43 млрд пассажиро-километров — на 52% меньше 2019 года.
Фото: Pixabay, Pixabay License