Российский бизнес потерял оптимизм
S&P Global рассчитывает оценку оптимизма как разницу между долей компаний, которые ожидают в ближайший год вырасти, и долей компаний, ожидающих спада. В России в июне 2022 года это сальдо резко сократилось до 5% после 34% в феврале.
Главные угрозы
Бизнес опасается растущих цен на сырьё, воздействия санкций на глобальный спрос и снижения покупательной способности на внутреннем рынке. Кроме того, некоторые отметили, что ресурсы и сырьё стало сложно покупать за рубежом.
Российские исследователи подтверждают эти опасения. Согласно опросу «Российские предприятия весной 2022 года: адаптация к новой волне санкций и взгляды на ESG-повестку», который провёл Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН), большинство отечественных компаний уже пострадали от санкций.
Почти 70% рассказали о трудностях с импортными поставками, а около 40% отметили падение внутреннего спроса. Более 60% компаний пожаловались на рост цен внутри страны.
Что с рынком труда
В июне снизились и ожидания по трудоустройству персонала. Сальдо российских фирм, которые прогнозируют расширение либо сокращение штата сотрудников, опустилось с 15% в феврале до 3% в июне — это минимум с февраля 2016 года. А в обрабатывающей промышленности чистый пессимизм в отношении трудоустройства зафиксирован впервые за историю наблюдений.
Вместе с этим компании опасаются, что им придётся увеличивать расходы на труд, и особенно велики такие ожидания в обрабатывающем секторе, отметили в S&P. Из опроса ИНП РАН следует, что каждая третья российская компания испытывает нехватку персонала.
Есть и оптимизм
Улучшения относительно февраля показали совокупные инфляционные ожидания, говорится в исследовании S&P. Всё меньше компаний прогнозируют рост издержек, не связанных с оплатой труда персонала. Этот показатель сократился с 42 до 9%. Также сократилась (до 25%) чистая доля компаний, ожидающих увеличения отпускных цен на их продукцию.
В России и мире разыгралась инфляция, бизнес столкнулся с логистическими и финансовыми ограничениями, отметил глава «Деловой России» Алексей Репик. Но он считает, что сложившаяся ситуация не повод давать столь негативные прогнозы.
«Не спешите нас хоронить. Многие сегодня пытаются выставить российский бизнес в каком-то печальном свете, но я вижу, что это совершенно не так», — подчеркнул он.
Репик считает, что сегодня внутренний рынок постепенно восстанавливается, растёт потребительский спрос. Чтобы всё было хорошо, компаниям нужно не мешать работать, в частности не применять избыточные меры контроля, силовое давление и т. д.
Он также отметил, что уход зарубежных игроков открывает для российских компаний новые перспективы.
«За большинство проектов, из которых компании зарубежные выходят, внутри России огромная конкуренция. Семь, десять компаний российских хотят заниматься этими направлениями. Их никто силками и клещами не затаскивает», — констатировал он.
Ранее в России уменьшили штраф для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) за незаконные валютные операции. Он снижается с 75–100% до 20–40%. Если экспортёр не вернул валютную выручку в Россию, то он заплатит не 3–10%, а 3–5% от незачисленной суммы.
Также сообщалось, что для бизнеса захотели снизить штраф за утечку данных. Минцифры обсудило с представителями бизнеса такую возможность. Как писал «Коммерсант», министерство согласилось не вводить штрафы, если утечка данных случилась впервые.
Фото: Unsplash, Unsplash License