Путин «приземлил» иностранных IT-гигантов
Документ за подписью президента опубликовали на официальном портале правовой информации. Его авторами выступила группа депутатов из думского комитета по информполитике и сенатор Алексей Пушков. Инициатива получила поддержку правительства, Центробанка и Федеральной антимонопольной службы.
Согласно документу, зарубежные информационные ресурсы с аудиторией более 500 000 человек будут должны:
- создать в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо;
- зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
- разместить на своём ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.
Также в документе прописаны меры, призванные заставить IT-гигантов исполнять вышеперечисленные требования. В случае нарушения доступ к иностранному интернет-ресурсу могут частично ограничить или же полностью заблокировать на территории России.
Среди более мягких мер — информирование пользователей о нарушении, запрет выдачу в поисковиках, на сбор и трансграничную передачу персональных данных, запрет на распространение рекламы портала, ограничение денежных переводов и приёма платежей российских физических и юридических лиц.
Цель закона
Осенью 2020 года подобный закон вступил в силу в Турции. Эксперты пока не торопятся называть этот опыт успешным: далеко не все компании открыли в стране свои офисы. По мнению Саркиса Дарбиняна из юридической фирмы Digital Rights Center, в России закон о «приземлении» зарубежных IT-компаний нужен для того, чтобы требовать от техногигантов более быстрого удаления контента, к которому у российских властей есть претензии. «Пока нет уверенности, что все компании побегут открывать офис в России», — сказал он.
Кроме того, теперь на сотрудников региональных офисов могут возбуждать административные и уголовные дела, если компания не оплачивает штрафы или не удаляет контент и не исполняет иные требования законодательства, добавил Дарбинян. При этом президент России Владимир Путин в ходе «Прямой линии» 30 июня пообещал не блокировать иностранные социальные сети и платформы. В то же время он подчеркнул: зарубежные интернет-площадки игнорируют требования законодательства РФ, что, в свою очередь, не устраивает представителей власти.
У некоторых компаний из списка для обязательного «приземления» уже есть российские представительства. Например, у торговой площадки AliExpress в стране работает компания «AliExpress Россия», в которой отечественным акционерам (Мегафон, РФПИ и Mail.ru Group) принадлежит 52%. «Все российские пользователи покупают товары только на сайте aliexpress.ru, с сайта aliexpress.com все пользователи из России автоматически переправляются на российский локальный сайт», — говорится в сообщении, поступившем в редакцию.
В начале июня «Секрет» опросил экспертов и попытался разобраться, почему российские власти ополчились на иностранные соцсети и чем это может обернуться.
Фото: kremlin.ru, CC BY 4.0
Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».