17 июня в 13:23
4 мин.

Госдума «приземлила» иностранные IT-компании

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, обязывающий иностранные IT-компании открывать официальные представительства в России. Речь о гигантах вроде Facebook, Twitter, Google, AliExpress и т. д. В самой нижней палате парламента эту инициативу называют законом о «приземлении». Сегодня депутаты также поддержали создание единой системы учёта рекламы в интернете, обеспечение бесплатного доступа к социально значимым сайтам и ряд других поправок, касающихся Сети.
Госдума «приземлила» иностранные IT-компании

Об итогах рассмотрения закона о «приземлении» иностранных IT-компаний сообщила пресс-служба Госдумы. Согласно документу, зарубежные информационные ресурсы с аудиторией более 500 000 человек будут должны:

  • создать в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо;
  • зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора;
  • разместить на своём ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.

Кроме того, закон предусматривает ряд мер, которые призваны заставить IT-гигантов исполнить эти требования. Депутаты предложили маркировать сайты в поисковиках информацией о неисполнении законодательства, исключать нарушителей из выдачи поисковиков или запретить рекламу ресурсов-нарушителей в России и размещение на них рекламы, ориентированной на россиян.

Более жёсткие меры тоже прописаны в документе. Авторы инициативы предложили включать в специальный перечень лиц, в пользу которых запрещены переводы денежных средств, приём платежей физических и юридических лиц, а также частично или полностью блокировать ресурсы на российской территории.

Объекты «приземления»

Один из авторов проекта о «приземлении», глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн ранее раскрыл список иностранных ресурсов, которые подпадают под действие нового закона. В перечень вошли:

  • социальные сети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter;
  • видеохостинги YouTube, Twitch;
  • мессенджеры WhatsApp, Telegram, Viber;
  • почта Gmail;
  • поисковики Google, Bing.com;
  • провайдеры хостинга Amazon, Digital Ocean, CloudFlare, GoDaddy;
  • торговые площадки AliExpress, IKEA, iHerb;
  • «Википедия».

По данным, которые предоставил Хинштейн, Facebook ежемесячно пользуются 46,59 млн человек, Instagram — 34,28 млн, TikTok — 13,2 млн, Twitter — 12,52 млн. Размер ежемесячной аудитории у WhatsApp достигает 41,09 млн человек, Telegram — 29,92 млн, Viber — 21,96 млн, Gmail — 38,25 млн.

YouTube каждый месяц пользуются 44,26 млн человек, Twitch — в 10 раз меньше (4,62 млн). Wikipedia.org, в свою очередь, фиксирует посещаемость в размере 25,5 млн человек ежемесячно, Google — 45,84 млн, Bing.com — 6,2 млн. У AliExpress аудитория составляет 25,71 млн человек в месяц, IKEA — 14,3 млн, iHerb — 10,9 млн.

У некоторых компаний из списка уже есть российские представительства. «AliExpress Россия» — это российская компания, в которой отечественным акционерам (Мегафон, РФПИ и Mail.ru Group) принадлежит 52%, напомнили в фирме. «Все российские пользователи покупают товары только на сайте aliexpress.ru, с сайта aliexpress.com все пользователи из России автоматически переправляются на российский локальный сайт», — говорится в сообщении, поступившем в редакцию.

В начале июня «Секрет» опросил экспертов и попытался разобраться, почему российские власти ополчились на иностранные соцсети и чем это может обернуться.

Зачем всё это нужно

По сути, Россия полностью скопировала стамбульский опыт, рассказал «Секрету» управляющий партнёр юридической фирмы Digital Rights Center Саркис Дарбинян. Осенью 2020 года подобный закон вступил в силу в Турции, однако этот опыт пока рано называть успешным: далеко не все компании открыли там свои офисы.

По мнению Дарбиняна, закон нужен для того, чтобы требовать от IT-гигантов более быстрого удаления того контента, к которому у российских властей есть претензии. «Пока нет уверенности, что все компании побегут открывать офис в России», — сказал он.

Дарбинян добавил, что на сотрудников региональных офисов могут возбуждать административные и уголовные дела, если компания не оплачивает штрафы или не удаляет контент и не исполняет иные требования достаточно строгого российского законодательства. У властей в таком случае появится дополнительная мера воздействия на IT-гигантов.

Другие инициативы

17 июня Госдума в ходе последнего заседания весенней сессии приняла целый ряд законов, связанных с интернетом. В частности, депутаты наделили Роскомнадзор полномочиями по созданию и ведению единой системы учёта рекламы в интернете с 1 сентября 2022 года. При этом распространителей рекламы, операторов, посредников, которые размещают в Сети рекламу, обязали публиковать соответствующую информацию в этой системе. Мера не распространяется на операторов социальной рекламы.

Народные избранники также поддержали закон об измерении объёма интернет-аудитории. До 1 августа 2021 года Роскомнадзор должен будет выбрать организацию, которая займётся таким подсчётом. Методику подсчёта, как и реестр ресурсов-участников исследования, утвердит сам регулятор. При этом владельцы порталов обязаны обеспечить проведение замера своей аудитории, а организация-измеритель не имеет права использовать полученные данные в каких-либо своих целях, в том числе для распространения рекламы.

Кроме того, россиянам откроют бесплатный доступ к отечественным социально значимым сайтам — это прописано ещё в одном законе, одобренном Госдумой. В список таких ресурсов войдут сайты госорганов и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов РФ, а также портал госуслуг. Остальные социально значимые сайты будут определяться специальной правительственной комиссией.

Депутаты также одобрили поправки, разрешающие внесудебную блокировку мошеннических сайтов. Инициатива позволит усилить борьбу с финансовым мошенничеством в Сети. Центробанк получит право просить о блокировке сайтов, которые, например, вводят пользователей в заблуждение из за сходства доменных имён, или сайтов, связанных с финансовыми пирамидами. Решение о блокировке будет принимать генпрокурор или его заместитель.

Фото: Pixabay, Pixabay License

Откроем важный секрет: всё самое интересное — в нашем телеграме.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме