Объём взяток при госзакупках в России оценили в триллионы рублей
Эксперты ВШЭ опросили более 1200 представителей компаний, вовлечённых в конкурсные процедуры. 53% выборки — микропредприятия, 34% — малый бизнес, 6% — средний и около 7% — крупный.
37% опрошенных назвали главным фактором для получения госзаказа сговор, а не уникальность или инновационность товаров, работ или услуг. Две из трёх компаний заявили о неформальных выплатах представителям заказчика, 28% затруднялись с ответом или отказывались отвечать. Размеры взятки назывались от 3 до 65% от стоимости госконтракта. Чаще других назывались варианты 3, 5, 10, 15 и 20%. Только 14% назвали нулевую сумму взятки.
Размер коррупционных выплат рассчитали на основе ответов представителей разных отраслей, регионов и статистики по объёмам закупок. По словам замдиректора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константина Головщинского, респонденты вспомнили около 2300 примеров из практики и назвали средний размер отката (включая нулевые). Эксперты получили средний процент неформальных выплат — 22,5% от суммы контракта.
Всего на госзакупки в 2020 году в рамках 44-ФЗ (регулирует закупки госорганов) и 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний) потратили 29,1 трлн руб. При среднем размере откатов рынок коррупционных выплат мог составить 6,56 трлн руб.
Счётная палата регулярно анализирует эту сферу: недавно аудиторы оценили долю неконкурентных закупок (которые проводятся у единственного поставщика) почти в 75%. Опрошенные Счётной палатой участники рынка назвали неформальные связи между заказчиком и поставщиком главной проблемой сферы.
В 2020 году прокуроры выявили 150 тыс. коррупционных нарушений в госзакупках, возбуждено более 700 уголовных дел, к ответственности привлечены более 40 тыс. виновных лиц.
По мнению Головщинского, для решения проблемы коррупции в госзаказах нужно предоставить заказчику больше свободы. Закон о госзакупках перегружен несвойственными ему антикоррупционными функциями, вместо того чтобы помогать обеспечить поставку качественных товаров в срок. Государство должно контролировать результат закупок, а не процедур, уверен эксперт.
Главными последствиями коррупции в системе госзаказа эксперты назвали низкое качество услуг и работ. То, что коррупция рассматривается как механизм, позволяющий ускорить ход бюрократической машины, говорит о неэффективности государственных институтов.
Ранее «Секрет» писал, что Аналитический центр при правительстве России выявил масштабный сговор между госзаказчиками и крупными поставщиками. По версии аналитиков, ведомства по договорённости с подрядчиками расторгают контракты, заключённые через систему госзакупок. Это делается, чтобы раздуть бюджет и направить неистраченные деньги на другие закупки.
В июле ФСБ завершила расследование уголовного дела о хищениях при госзакупках в Национальном медицинском исследовательском центре (НМИЦ) Минздрава РФ имени академика Мешалкина. Под следствие попало руководство медцентра, чьи подконтрольные фирмы выигрывали аукционы на поставку медицинских изделий, от резиновых перчаток до томографов. Таким способом им удалось нажить свыше 1,8 млрд рублей.
Фото: Pixabay, Pixabay License