«Обкурились и придумали». Эксперты оценили планы Facebook создать метавселенную
По словам сооснователя VR Concept Дениса Захаркина, Facebook в своём стремлении создать метавселенную на основе виртуальной реальности следует уже сложившемуся тренду. Сейчас VR-технологии внедряют ByteDance (владелец TikTok), Zoom, TeamViewer и другие IT-компании.
«Все они понимают, что через 10–15 лет VR-устройства станут нормой и превратятся в условный iPhone. Каждый будет их покупать, пользоваться и каждый год менять. Потенциально они заменят нам и мобильные телефоны, и компьютеры, и все остальные цифровые гаджеты. Facebook этот рынок хочет захватить и стать на нём лидером», — пояснил Захаркин в беседе с «Секретом фирмы».
Эксперт отметил, что Facebook на рынке соцсетей уже достигла определённой планки и теперь ей нужно диверсифицировать бизнес. Ещё в 2014 году компания купила фирму Oculus VR — производителя устройств и софта для виртуальной реальности. Сегодня у Facebook уже есть один из самых качественных и одновременно дешёвых VR-шлемов для массового потребителя — Oculus Quest.
«Метавселенная позволит расширить сферу применения VR-шлема, по сути, до неограниченных масштабов. В этом смысле хороший пример — игра Minecraft. В самом начале это была просто новая забавная компьютерная игрушка со смешной графикой. Сейчас это массовый продукт, который используют не только для игр — там общаются, устраивают какие-то вечеринки, свадьбы, учатся, проводят уроки и т. д. В этот рынок Facebook и целится», — добавил предприниматель.
Он предположил, что рост продаж Oculus Quest приведёт к стремительному распространению и других продуктов — например, VR-перчаток и VR-костюмов, позволяющих не только видеть, но и ощущать предметы в виртуальном пространстве.
Президент Modum Lab Дмитрий Кириллов также сказал «Секрету», что VR-гаджеты стремительно проникают в массовый сегмент. По его словам, раньше подобными устройствами пользовались только люди, серьёзно увлекающиеся новыми технологиями. Стоили такие аппараты очень дорого и были совсем неудобными.
«Сейчас эти проблемы решены, а сама технология стала интересна и доступна потребителю. Виртуальная реальность появляется дома, это не фантазии и не галлюцинации», — сказал Кириллов.
По мнению эксперта, Facebook с помощью метавселенной хочет решить сразу несколько задач: стать первым в сфере VR и AR, привлечь молодёжь и сместить фокус с проблем, связанных непосредственно с соцсетью.
Обещание коммунизма
Facebook пока сама не понимает, как будет выглядеть её метавселенная, заявил «Секрету» гендиректор бренд-консалтинговой компании «Дымшиц и партнёры» Михаил Дымшиц. По его словам, пока что заявления компании выглядят как обещание коммунизма.
«Как коммунисты не знали, каким будет коммунизм, так и сейчас Facebook не знает, какой будет эта метавселенная. Пока это набор плохо структурированных идей, полученных под психоактивными веществами. Ну, обкурились ребята и придумали что-то», — сказал Дымшиц.
Маркетолог отметил, что попытки объединить множество сервисов и технологий под одним названием ранее предпринимали многие другие компании, но в итоге всё оборачивалось провалом. Сервисы всё равно приходилось выводить под отдельные бренды. По его мнению, технологии виртуальной реальности интересны людям, но широко и долго ими пользоваться мало кто будет.
«Люди, которые будут жить в этой метавселенной, — это будут люди не вполне психически здоровые. Эти технологии сводятся к попытке заменить реальность виртуальной средой. Может, кому-то они и заменят, но, слава Богу, у нас таких больных не так много. Большинство поиграется и бросит», — уверен эксперт.
Ранее Facebook предупредил, что операционная прибыль компании в 2021 году сократится примерно на $10 млрд из-за инвестиций в создание метавселенной. IT-гигант собирается инвестировать в это направление $50 млрд и к 2030 году увеличить аудиторию метавселенной до 1 млрд человек.
Фото: CHRIS DELMAS/AFP/East News