«Нужен рост доходов населения». Россиянам объяснили, почему упаковки продуктов уменьшаются
Ранее аналитики NielsenIQ зафиксировали уменьшение объёмов продуктов у ряда крупных производителей. Например, Nestle начала выпускать шоколад «Россия» весом 82 г, хотя раньше он весил 85 г, а также снизила вес батончиков Nesquik с 100 до 90 г. «Макфа» снизила вес макаронных изделий с 450 до 400 г, Mars уменьшил объём корма для домашних животных с 85 до 75 г. А производитель пива Heineken начал выпускать напиток объёмом 0,43 л вместо 0,5 л.
Специалисты считают, что причины — не только в инфляции и подорожании закупочной стоимости продуктов. Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков считает, что причиной стал процесс урбанизации, при этом производители не нарушают закон.
«Нельзя сказать, что эта практика началась сегодня — это в принципе долгосрочный тренд. И в других странах упаковка уменьшается даже стремительнее, чем у нас. Есть некий тренд урбанизации, то есть сосредоточения населения в городах-миллионниках. Это накладывает отпечаток на ритм жизни и на покупательское поведение. Во многих странах продукция рассчитана на то, чтобы взять и сразу съесть. Если купить домой, то на одну готовку», — заявил Востриков.
По его словам, причина — в отсутствии времени на приготовление еды у горожан. За последние два года из-за пандемии рост популярности ресторанов и фастфудов несколько замедлился, но всё равно такая тенденция сохраняется.
«Можно сказать, что это делается для обмана покупателя, поскольку человек не видит, что тратит больше за продукт. Но мне кажется, что такая практика не сильно долгосрочная. И тот, кто обнаружил, что покупка уменьшена, а тратит он столько же, то в следующий раз он проголосует рублём в сторону другого продукта. При последних тенденциях удорожания упаковки маленькую фасовку нельзя назвать экономичной», — отметил глава Руспродсоюза.
По мнению эксперта, если покупатель собирается купить и сразу же съесть или приготовить продукт, то его не будет раздражать уменьшение объёма продукта. Если же покупатель исходит из соображений экономии и его разочаровало уменьшение объёма, то в следующий раз он не будет покупать товары этой компании.
«Это нормальный маркетинговый ход, который отражает изменение покупательских тенденций. Нарушения законодательства в таком уменьшении упаковки нету, потому что производитель честно пишет вес нетто, и каждый покупатель может пересчитать цену товара на единицу веса», — добавил Востриков.
Глава комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ Александр Борисов считает, что причина уменьшения упаковки — в снижении доходов россиян.
«(Такая практика) закончится тогда, когда начнут расти доходы населения. Сейчас у нас классический пример того, что, перейдя на новую экономическую формацию, мы стали жить по законам капиталистической экономики. У нас начался кризис перепроизводства. И в таких сегментах, как молоко и мясо, производители жаловались, что их продукция полностью не выкупается. Это зависит от доходов населения», — рассказал представитель палаты.
Поэтому эксперт считает, что производители, корректируя объём продукции, делают разумные шаги. Утилизация невыкупленной продукции приводит к росту расходов и серьёзным финансовым потерям.
«Большая часть потребителей не может сохранять свои привычки при постоянно растущих ценах. В развитых странах нашли баланс спроса и предложения, каждый игрок на рынке занял свою нишу. А у нас до сих пор не завершили переход на рыночную экономику и в связи с этим продолжаются процессы передела рынка, слияний и поглощений. И баланс спроса и предложения находится в очень неустойчивом состоянии», — добавил Борисов.
Фото: Агентство «Москва»/ Воронин Денис