«Норникель» раскритиковал многомиллиардную оценку ущерба от аварии под Норильском
Об этом рассказывается в письме, которую гендиректор «дочки» «Норникеля» — Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК) — Сергей Липин направил в Росприроднадзор. Свою оценку ущерба Липин не дал, однако привёл аргументы, почему компания не согласна с методикой подсчёта ведомства.
Аргументы и коэффициенты
При оценке ущерба Росприроднадзор использовал максимальный коэффициент длительности негативного воздействия (пять из пяти), так как «Норникель» не успел полностью ликвидировать последствия разлива топлива в течение 500 часов с момента аварии и допустил попадание солярки в вод. Однако в компании настаивают, что стоит учесть срок между обнаружением аварии и началом работ по её ликвидации. Липин указал, что уже через день после того, как стало известно о разливе топлива, «Норникель» установил боновые заграждения для откачки нефтепродуктов из реки. Поэтому коэффициент, по мнению горно-металлургического гиганта, должен быть 1,7.
Кроме того, Липин считает, что специалисты Росприроднадзора занизили количество собранных и сгоревших нефтепродуктов, не попавших в реки и озеро Пясино. По версии ведомства, из 21 000 тонн дизельного топлива лишь 2000 тонн не попало в воду. Для того чтобы оценить, сколько нефтепродуктов на самом деле сгорели во время пожара, остались в почве и были собраны во время работ по ликвидации последствий, привлекли независимую организацию «Экотерра».
Также Росприроднадзор якобы использовал неверный показатель природно-климатических условий в зависимости от времени года. Он составил 1,175, но во время аварии было половодье, которое снижает этот коэффициент до 1,075. Неправильно, по мнению «Норникеля», рассчитан и индекс, учитывающий инфляцию: он должен составлять 2,565 против 2,659.
Липин попросил учесть затраты компании на ликвидации последствий аварии. По закону об охране окружающей среды они влияют на определение размера ущерба. Сейчас «Норникель» потратил уже свыше 5 млрд рублей и продолжает финансировать работы по устранению последствий разлива топлива.
Оценку защитят в суде
В «Норникеле» сообщили, что хотели бы уточнить причинённый ущерб и урегулировать вопрос о его возмещении во внесудебном порядке. В то же время глава Росприроднадзора Светлана Радионова настаивает, что при расчёте ущерба учли все необходимые коэффициенты, и определённую сумму в 147,7 млрд рублей она готова доказывать в суде. В частности, максимальный коэффициент длительности негативного воздействия применили потому, что «Норникель» вовремя не предупредил Единую диспетчерскую службу о «масштабе катастрофы».
Представители компании неоднократно подчёркивали, что готовы вместе с Росприроднадзором полностью восстановить экосистему района аварии и возместить все затраты на её ликвидацию «в полном объёме», вопрос лишь в справедливости суммы. Между тем в Росприроднадзоре заявили, что пока «Норникель» не выплатил «ни одного рубля» в счёт возмещения ущерба. В ведомстве выразили надежду, что компания не пытается затянуть выплату штрафа. Кроме того, пресс-служба регулятора указала, что вопросы физической ликвидации негативного воздействия на окружающую среду и требования об уплате штрафа — «совершенно разные по природе своей понятия».
В июле в России приняли поправки в законодательство, позволяющие забрать многомиллиардную компенсацию от «Норникеля» в бюджет страны вместо того, чтобы оставить эти деньги в регионе, где произошла авария.
Фото: Пресс-служба «Норникеля» / РИА «Новости»
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!