Налоговая начала следить за электронными кошельками россиян
Соответствующие изменения в Налоговый кодекс вступили в силу 1 апреля. Данные предоставляют банки, с которыми сотрудничают электронные кошельки. Норма распространяется на платёжные сервисы и с полной, и с упрощённой идентификацией владельца.
Теперь налоговая может запрашивать информацию о движениях денег и остатках на электронных кошельках. Раньше ведомство могло проверять только банковские счета, указывают юристы. Они полагают, что ФНС будет следить за россиянами, которые не платят налоги с доходов — например, ведут бизнес без регистрации индивидуальным предпринимателем. Налоговая служба также хочет бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма через электронные кошельки, считают адвокаты.
На конец 2019 года в России было открыто 534,6 млн электронных кошельков, из них только 17,1 млн — не анонимных. За год россияне провели по ним 1,9 трлн рублей, совершив 2,8 млрд операций. Большая часть денег (1,1 трлн рублей) прошла по персонифицированным кошелькам, потому что у анонимных ограничен функционал.
По данным на 2018 год, самым популярным кошельком в России являются «Яндекс.Деньги» — ими пользуются 48,5% россиян. Следом идут WebMoney (38,9%), PayPal (38,6%) и Qiwi (36,2%). Как правило, через электронные кошельки россияне оплачивают заказы в интернет-магазинах, мобильную связь и контент.
В 2019 году в России запретили снимать и вносить наличные на анонимные электронные кошельки. А в декабре участники рынка электронных денег предложили упростить идентификацию владельцев электронных кошельков, потому что российские законы «превратили сервис в бесполезный».