«Надежда, что это не навсегда». Стали известны потери России от остановки запусков с космодрома Куру
«Вы хотите перекрыть нам доступ к радиационно стойкой микроэлектронике космического назначения? Так вы это уже сделали вполне официально в 2014 году», — отреагировал Рогозин на новые американские санкции.
Он пообещал, что ограничения не скажутся на производстве российских спутников. «Мы тем не менее продолжаем делать свои космические аппараты. И будем их делать, развернув производство необходимых компонентов и приборов у себя», — пообещал гендиректор «Роскосмоса».
Глава Института космической политики Иван Моисеев рассказал «Секрету фирмы», сколько денег потеряет Россия из-за разрыва сотрудничества по космодрому в Куру.
«С 2014 года резко упали доходы от зарубежных контрактов. Остался космодром Куру как основной, остались небольшие запуски, относительно дешёвые, и проект OneWeb, который заканчивается. Последний проект — это большой многомиллионный контракт, но в 2022 году он должен закончиться», — пояснил эксперт.
Он рассказал, что во Французской Гвинее Россия построила пусковую установку на французские деньги, поэтому площадка принадлежит Франции. Когда французы находят подходящий контракт, то заказывают у «Роскосмоса» для него ракету. Российская сторона помогает и с запуском. По словам Моисеева, такое сотрудничество приносило России от $150 млн до $250 млн в год. Теперь его придётся свернуть на неизвестный срок. При этом французская сторона потеряет меньше.
«Ситуация очень быстро развивается и много непонятного. Например, вот эти международные контракты — как они будут проводиться в условиях непонятной ситуации с долларом и евро. Поэтому многие фирмы приостанавливают коммерческую деятельность до выяснения обстановки», — добавил Моисеев.
Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт назвал похожие цифры.
«Это не смертельный удар, но это удар. Эти запуски из Куру были коммерческого характера, там была построена стартовая площадка для запуска "Союзов". Эти "Союзы" поставляются не бесплатно Евросоюзу. Это были коммерческие заказы для "Роскосмоса", и то, что мы их лишаемся, — это определённые финансовые потери. Один запуск — это порядка $80 млн прибыли или даже чуть больше», — сообщил он.
Эйсмонт отметил, что в год с Куру запускали примерно пять ракет, число запусков зависело от объёма заказов. При этом пуски с этого космодрома удобны в силу близости к экватору — вращение Земли даёт спутникам дополнительный импульс и уменьшает расходы на горючее. Теперь «Роскосмос» и предприятия, которые занимались производством ракет и «Фрегатов» — универсальных разгонных блоков для спутников, — лишатся дополнительных доходов.
«Конечно, это нехорошо. Есть надежда, что это не навсегда, потому что все заинтересованы. Европейцы на этом тоже прилично потеряют, и не только из-за потерянной прибыли. Ведь контракты планируются на годы вперёд и за отказ — штраф приличный. Кто будет его платить? Я думаю, что не "Роскосмос"», — резюмировал эксперт.
Фото: Роскосмос