«Магнит» решил купить «Дикси» за 93 млрд рублей
О достигнутой договорённости сообщили в «Магните». В рамках сделки ретейлер приобретёт 2612 магазинов «Дикси» и 39 торговых точек под брендом «Мегамарт». Весь бизнес «Дикси» оценили в 92,4 млрд рублей.
Детали сделки
Сделку ещё предстоит согласовать в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), её финальные параметры будут зависеть от «выполнения ряда условий, согласованных сторонами». В частности, сумма сделки может измениться с оглядкой на изменения чистого долга и чистого оборотного капитала «Дикси». Ожидается, что сделку закроют к 31 августа 2021 года, однако при определённых обстоятельствах срок могут продлить до 30 сентября.
Приобрести сеть конкурента «Магнит» планирует за счёт собственных денежных средств и доступных неиспользованных кредитных линий.
При этом «Дикси» продолжит существовать как отдельное юрлицо, а магазины — работать под привычным брендом. Не планируется избавляться и от команды, которая сейчас руководит сетью, — на своих постах останутся большинство топ-менеджеров, включая главного исполнительного директора Вячеслава Султанова.
Общая торговая площадь приобретаемых активов, находящихся в аренде и собственности «Дикси», — 854 000 кв. м. Большая их часть (778 000 кв. м, или 1787 торговых точек) приходится на магазины формата «у дома», ещё 76 000 кв. м занимают «суперсторы». В рамках сделки «Магнит» также приобретёт пять принадлежащих «Дикси» распределительных центров общей площадью 189 000 кв. м.
Цели сторон
Президент и гендиректор «Магнита» Ян Дюннинг указал, что сделка поддержит дальнейший рост компании за счёт приобретения сильного розничного бренда и позволит ретейлеру укрепить позиции на рынках как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. В результате слияния сетей присутствие компании в столице и Подмосковье увеличится более чем вдвое, с 3,8 до 8,2%.
Покупка «Дикси» может серьёзно сократить разрыв между «Магнитом» и X5 Retail Group, который сейчас обгоняет всех своих конкурентов по торговым оборотам и доле российского рынка. До 2017 года «Магнит» был по этим показателям на первом месте, однако затем упустил лидерство.
На конец 2020 года магазины X5 («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») занимали долю в 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн рублей, тогда как доля «Магнита» составляла 10,9% с выручкой 1,51 трлн рублей. Совокупно «Магнит» управляет более чем 21 500 магазинами, из которых 14 900 — в формате «у дома».
Что до холдинговой компании группы «Дикси», Dixy Holding LTD, то она входит в «Меркурий ретейл групп», занимающую третье место по обороту в продовольственной рознице. В 2020 году выручка компании выросла на 18%, до 950 млрд рублей. Также под управлением этой группы находятся сети магазинов «Красное & Белое» и «Бристоль». По словам источника, знакомого с деталями сделки, желание продать «Дикси» может быть обусловлено желанием ретейлера сфокусироваться на развитии остальных двух сетей.
Выручка «Дикси» по итогам 2020 года составила 281,4 млрд рублей, «Мегамарта» — 17,4 млрд рублей.
Реакция рынка
Акции «Магнита» после объявления пустились в рост. По состоянию на 11:20 18 мая они прибавили 4% относительно предыдущего дня, достигнув цены 5369 за бумагу, что стало максимумом за полтора месяца. В первые минуты торгов рост составлял 4,5%, однако потом цена скорректировалась.
О «Магните»
«Магнит» основал Сергей Галицкий в середине 1990-х годов. В 2013 году сеть стала крупнейшим ретейлером в России. Галицкий сообщил о продаже основанного им «Магнита» в феврале 2018 года. Он передал 29,1% акций сети банку ВТБ за 138 млрд рублей, сохранив за собой 3% акций. Причиной продажи Галицкий указал «психологическое напряжение» из-за излишнего госрегулирования сети.
Фото: Wikimedia, CC BY-SA 3.0
Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета». Кратко о деньгах, бизнесе, финансах в твиттере «Секрета».