Как будет проходить трудовое воспитание в российских школах? Родителям объяснили
О том, что включает в себя трудовое воспитание и почему его решили вернуть в школы, рассказал Amic.ru.
Что такое трудовое воспитание
Под ним понимают формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда. И в ближайшем будущем это обязательная часть программы воспитания.
Так же было в Советском Союзе: дежурные в каждом классе следили за чистотой и порядком, мальчики изучали столярное дело и инструменты, а девочки учились готовить, шить и вязать. За рамки школы труд тоже выходил — дети ездили убирать картофель и лён, а также полоть сахарную свёклу.
Зачем его возвращать
Депутаты Госдумы считают, что это поможет современным детям развить бытовые навыки, которые им пригодятся в жизни. К тому же большая часть современных школьников, по мнению многих экспертов, вообще к жизни не приспособлена.
Например, заслуженный учитель РФ, экс-директор гимназии № 40 в Барнауле Александр Овсиевский отметил, что «многие подростки не умеют держать в руках лопату, не могут убрать даже за собой и вымыть посуду».
То же самое подтвердил и депутат Алтайского краевого заксобрания Сергей Писарев. По его мнению, многие родители «воспитывают своих детей в тепличных условиях и говорят, что, пока они не выросли, работать не должны», а в итоге они вырастают и вообще не способны работать.
Что включает трудовое воспитание
Полоть сахарную свёклу не поедут и мыть полы вместо уборщиц не заставят, отметило Amic.ru. Задачи такие:
- помогать в библиотеке и музее;
- сажать деревья на пришкольной территории;
- поддерживать чистоту и порядок в учебном заведении;
- участвовать в экологических акциях и мероприятиях по сохранению памятников;
- помогать в изготовлении театральных костюмов.
Есть ли несогласные?
Уже — да. Например, учителя.
По мнению, директора школы № 800 в нижнем Новгороде и экс-главы центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марка Сартана, труд школьников станет обязательным, а любое принуждение не воспитывает ничего, кроме чувства покорности или протеста.
Он напомнил, что школы и до этого могли привлекать детей к общественно полезному труду, если это прописано в их образовательных стандартах.
«Чувство причастности к единому делу, выработка активной жизненной позиции, умение ориентироваться в социуме формируются в труде только тогда, когда сам этот труд является личным добровольным выбором и осознанным решением», — отметил он.
Это будет один из множества образовательных законов последних лет, которые так и не дошли до школ, считает председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.
«Единственное, что в этом отношении может измениться: если вдруг где-то руководству придет в голову, что детей, как в советские времена, надо, например, посылать на картошку», — уточнил он.