secretmag.ru
Опубликовано 29 июня 2023, 12:10
3 мин.

Трудовое воспитание в российских школах: депутаты за, учителя против. Почему?

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о трудовом воспитании школьников. Депутаты решили, что не только взрослые должны вносить свой вклад в рост российской экономики, и захотели изменить закон «Об образовании». Если поправки примут окончательно, общественно полезный труд станет обязательным в школах. Правда, те, кто в этих школах работает, в эффективности такого подхода сомневаются. Почему?

Трудовое воспитание в школах: как это будет работать

Суть поправок в образовательный закон сводится к тому, что школьники будут обязаны участвовать в общественно полезном труде, рассказал «Коммерсант». Конечно, с учётом возраста и психофизических особенностей.

Под общественно полезным трудом депутаты понимают:

  • высадку насаждений на пришкольные территории;
  • оформление класса, актового и спортивного зала к мероприятию;
  • помощь библиотекам и музеям.

Отдельно в документе оговорено, что вся трудовая деятельность должна проводиться в самой школе или на прилегающей к ней территории. Чтобы не получилось такого, что школьников начнут привлекать к строительству дач для директоров, пояснили в Думе.

Что думают депутаты

Идея об обязательном трудовом воспитании в школах зародилась год назад в умах парламентариев из Удмуртии. Депутат Госдумы от этой республики Андрей Исаев стал одним из авторов законопроекта, который внесли в парламент в мае 2023 года.

Доводы у законотворцев сводились к следующему: реформы в образовании привели к тому, что сегодня школы оказывают только образовательные услуги, а обучением и воспитанием целостной личности не занимаются. А между тем «только ребёнок, который умеет и любит трудиться, сможет во взрослой жизни состояться в профессии, в семье, в социуме», заявили авторы законодательной инициативы.

Другой автор законопроекта — председатель думского комитета по молодёжной политике Михаил Киселёв призывал всех вспомнить свой школьный опыт. Мол, раньше и в классе дежурили, и цветы на клумбах сажали, и в столовой помогали. По его мнению, не стоит лишать такого всестороннего развития и современных детей.

Председатель комитета ГД по просвещению Ольга Казакова отметила, что, не поменяв подходы к обучению и воспитанию, не получится решить поставленные президентом задачи по устойчивому росту экономики, созданию предприятий и рабочих мест.

В итоге за законопроект в первом чтении проголосовали единогласно — все 392 присутствовавших.

На этом, кстати, депутаты не остановятся: в их ближайших планах ввести в школах ещё и производственный труд.

Почему учителя против

Школы и сегодня могут привлекать детей к общественно полезному труду, если это прописано в их образовательных стандартах, напомнил директор школы № 800 Нижнего Новгорода и глава центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан. По его словам, с принятием закона это будет обязаловка в благородных целях.

«Надо понимать, что никакое принуждение не воспитывает ничего, кроме чувства покорности или протеста», — сказал Сартан.

Сформировать в труде чувство причастности к единому делу, активную жизненную позицию и умение ориентироваться в социуме можно, когда этот труд — личный добровольный выбор и осознанное решение, добавил он. Всё это и так можно организовать в пределах существующей образовательной программы, заключил директор.

Председатель межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий уверен, что этот закон, если его примут, будет одним из тех, которых было много в последние годы, но «к счастью для школ, до них не доходят». Если, конечно, кто-то на верхах не вспомнит про практику советских времён посылать учащихся «на картошку».

Нужен ли детям труд: мнение психиатра

С определённого возраста школьников стоит перестать баловать карманными деньгами, считает детский психиатр клиники академика Ройтберга Владимир Скавыш. По его мнению, с 14 лет подросткам уже можно начинать работать, чтобы узнать цену деньгам.

Лёгкие деньги не помогут социализировать подростка, а напротив — сформируют у него сомнительные нравственные ориентиры, говорил детский психиатр. Потому что где лёгкие деньги — там и сомнительные развлечения вроде алкоголя, наркотиков и т. п.