Интересы российских женщин защитят новой национальной стратегией
Стратегия будет включать в себя 10 направлений. Одно из них — положение женщин на рынке труда. Авторы документа собираются помогать россиянкам в преодолении неравенства на рынке труда и повышении конкурентоспособности.
Делать это планируют, например за счёт стимулирования компаний на развитие корпоративных программ продвижения гендерного равенства и повышения их социальной ответственности в отношении женщин, имеющих семейные обязанности.
Таким образом ведомство хочет бороться с формально не обозначенными границами, которые препятствуют карьерному росту женщин (так называемый «стеклянный потолок») и ситуациями, когда женщины надолго задерживаются на нижних позициях служебной иерархии («липкий пол»).
Минтруд также хочет расширять участие женщин в сфере предпринимательства. Например, чиновники собираются поддерживать предпринимательниц в сферах малого, среднего, социального и семейного бизнеса, а также расширять женщинам доступ к финансовым ресурсам.
Кроме того, в приоритетах стратегии:
- создание условий для получения качественного образования,
- продвижение женского лидерства,
- расширение участия женщин в общественно-политической жизни,
- создание условий для сохранения здоровья женщин,
- активное долголетие женщин старшего поколения.
- профилактика социального неблагополучия женщин.
- обеспечение баланса дом, семья — работа.
Работой над стратегией руководит первый замминистра труда и социальной защиты Ольга Баталина. Предполагается, что документ будут реализовывать в два этапа — с 2023 по 2026 год и с 2027 по 2030 год.
Аналогичная стратегия действует в России с 2017 года. За это время, по данным Минтруда, в стране снизилось число абортов на 33,8% и более чем на год выросла продолжительность жизни женщин — до 78,2 года.
Среди других достижений в ведомстве назвали то, что в России высокая занятость женщин — 48,7% от занятого населения. При этом большинство россиянок ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей, отметили чиновники.
Считается, что женщины в России активно участвуют в общественно-политической жизни. Например, по сравнению с 2016 годом доля женщин увеличилась в Государственной думе с 15,6 до 19,3%, в Совете Федерации — с 17 до 19,4%.
Тем не менее остаются и проблемы, констатировали в Минтруде. Среди них — сознательная и неосознанная предвзятость, которая приводит к тому, что мужчины склонны брать на работу мужчин, а не женщин, а также разрыв в заработной плате женщин и мужчин. Разница не сокращается и сохраняется на высоком уровне — почти 28%, что существенно превышает среднемировой показатель.
Кроме того, женщины гораздо больше времени тратят на домашнюю работу. По будням у них на это уходит в среднем 4 часа, а у мужчин — только 1,5 часа. По выходным — 5 и 2,5 часа соответственно.
Ранее исследование консалтинговой компании FinExpertiza показало, что в 2021 году средний заработок российских женщин был в 1,5 раза меньше, чем у мужчин, — 42 800 рублей против 62 100 рублей. Максимальная разница в зарплатах, по данным аналитиков, зафиксирована на Дальнем Востоке и в Сибири, минимальная — на Северном Кавказе и в субъектах с высокой долей бюджетного сектора.
На разрыв в зарплатах мужчин и женщин указывали также в Высшей школе экономики. По данным учёных, в среднем разница в заработках составляет 37,3%, но в отдельных областях она достигает 69,9%. На это влияет в том числе материнство — женщины получают за него зарплатные «штрафы», отмечали исследователи.