Германия задумалась над национализацией энергоконцерна Uniper
При частичной национализации немецкое правительство может получить долю в Uniper в размере до 25%, писали немецкие СМИ со ссылкой на источники.
Uniper ранее обратилась за поддержкой к правительству ФРГ. Компания просит помощь размере €9 млрд на фоне кризиса с поставками газа. Берлин хочет принять меры до 11 июля, когда «Газпром» остановит «Северный поток» на техобслуживание. Там боятся, что компания так и не возобновит работу.
5 июля акции Uniper упали на 7%, днём ранее на 28%. 6 июля падение замедлилось и ограничилось –2.67%. 78% акций компании принадлежат финской энергокомпании Fortum.
Uniper была одним из соинвесторов газопровода «Газпрома» «Северный поток — 2» наряду с англо-голландской Shell, немецкой Wintershall Dea, французской Engie и австрийской OMV. Сейчас все эти компании заявили, что больше не финансируют объект.
В России Uniper контролирует 83.7% генерирующей компании «Юнипро», в которую входят пять крупных ТЭС в России.
Мнение экспертов
Управляющий партнёр юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что национализация Uniper если и будет реализована, то пройдёт по «мягкому» сценарию с учётом интересов нынешних бенефициаров. «С крайне высокой долей вероятности» это не будет национализация, предполагающая принудительную передачу имущественных прав и активов в пользу государства, считает он.
«С гораздо более высокой степенью вероятности процесс смены собственника будет напоминать рыночную сделку, в рамках которой Fortum получит компенсацию, отвечающую не только текущей цене актива, но и, возможно, учитывающую прибыль, которую финны не получат в обозримом будущем в связи с потерей контроля над Uniper», — сказал Иккерт.
То, как государство поступит с текущим собственником, в будущем определит привлекательность энергетического рынка крупнейшей экономики Европы для зарубежных инвесторов, добавил юрист.
Скорее всего, Uniper продаст российским игрокам свои активы в России, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
Иккерт же считает, что смена собственника не окажет особого влияния на российские активы. «Скорее всего, сразу активы эти на продажу выставлены не будут, поскольку сейчас их можно продать только за бесценок», — отмечает юрист.
Гришунин же полагает, что одним из решений будущих проблем может стать ускорение выхода немецкой компании из России, «что может помочь российским покупателям получить более интересную цену за объекты».
Иккерт также допускает, что государству достанется только имущество компании — магистрали, хранилища и инфраструктура, но не структуры владения акционерным обществом. Тогда имущество компании в будущем могут продать — как в рамках банкротства, так и по инициативе акционеров.
Глава Минэкономики Германии Роберт Хабек заявлял, что в страну стало поступать меньше газа не из-за отсутствия турбины у «Северного потока», которая «застряла» в Канаде, а из-за нежелания России поставлять газ.
Канада же наконец пообещала вернуть турбину «Газпрому». Москва заявляла, что в этом случае увеличит поставки газа в Германию.
В июне «Газпром» уменьшил поставки газа в ФРГ по трубопроводу на 60%, заявив о проблемах с ремонтом турбин Siemens из-за санкций. Турбина находилась в Канаде и не могла быть транспортирована оттуда из-за санкций страны.
В июне же сообщалось, что объём поставок российского газа для Uniper сократились на 25% из-за ограничения поставок по «Северному потоку».