ЧВК «Вагнер» в Белоруссии: Лукашенко объяснил, чем займутся бойцы
Президент Белоруссии Александр Лукашенко провёл встречу с журналистами. Его спросили о частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», которая после вооружённого мятежа в России перебазировалась в Белоруссию. Президент рассказал, где сейчас находятся бойцы, чем они будут заниматься и не несут ли они угрозу самой республике.
Собрали главные тезисы Лукашенко о «Вагнере» и Пригожине
О «Вагнере» в Белоруссии
- Сейчас бойцы ЧВК «Вагнер» находятся в своих постоянных лагерях. В тех лагерях, где они находились после вывода с фронта на восстановление, лечение, отдых и т. д. Идет обычная ротация.
- Президента не беспокоит, что в Белоруссии разместят определенное количество вагнеровцев. Они будут размещены под определённые условия. Главное условие: если власти нужно будет задействовать это подразделение для обороны, оно будет задействовано мгновенно.
- Боевой опыт, который имеет «Вагнер», командиры ЧВК передадут Вооружённым силам Белоруссии.
«Я не думаю, что "Вагнер" где-то восстанет и повернёт свое ружье против белорусской власти и белорусского государства. В жизни всякое бывает. Но я сегодня не вижу такой ситуации. Работать надо с людьми», — сказал Лукашенко.
- Пока что вопрос передислокации и размещения ЧВК «Вагнер» в Белоруссии не решён. Это зависит не от Минска, а от решения Москвы и самих «вагнеровцев».
- Белоруссия не возводит лагеря для размещения ЧВК. Бойцам предложили несколько бывших военных городков, которые использовались ещё в военное время.
Что будет с Пригожиным
Во время вооружённого мятежа Лукашенко предложил главе «Вагнера» Пригожину остановить своих бойцов и укрыться в Белоруссии. Российские власти дали на это добро. Бизнесмен согласился, после чего силовики в России закрыли уголовное дело на него. Ему также вернули 10 млрд рублей, изъятые во время обысков в конце июня.
При этом Пригожин несколько раз вышел на связь после мятежа. Толком о том, что сейчас происходит с ним и «Вагнером», он не рассказал. При этом предпринимателя видели и в Белоруссии, и в Санкт-Петербурге, сообщала «Фонтанка».
На встрече с президентом Белоруссии журналисты спросили лидера государства, где сейчас Пригожин и что с ним будет.
«Что касается Евгения Пригожина, он находится в Питере. Где он сегодня утром? Может быть, в Москву поехал, может, ещё где-то, но на территории Белоруссии его нет», — ответил Лукашенко.
Также глава государства заверил, что президент России Владимир Путин не собирается мстить Пригожину за вооружённый мятеж.
«Что с ним будет дальше? Ну, всякое в жизни бывает. Но если вы думаете, что Путин такой зловредный и злопамятный, что его завтра "замочат"… Нет, этого не будет», — сказал глава государства.
Мятеж Пригожина
Мятеж ЧВК «Вагнер» начался вечером 23 июня. Пригожин обвинил Минобороны РФ в ракетном обстреле тыловых лагерей, в которых отдыхали вагнеровцы после штурма Бахмута (Артёмовска). Военное ведомство называло эти заявления информационной провокацией и отрицало обстрел.
Этому предшествовала постоянная критика Пригожина в адрес руководства Минобороны. Он предъявлял претензии по поводу хода спецоперации, утверждал, что бойцам ЧВК вставляют палки в колёса, не оснащают в достаточной степени боеприпасами. Последней каплей стал приказ главы Минобороны Сергея Шойгу: все добровольцы, участвующие в СВО, должны были подписать контракт с армией. «Вагнера» это тоже касалось, но Пригожин отказался.
Всё закончилось тем, что Пригожин заявил: 25 000 вагнеровцев идут разбираться, почему в стране «творится беспредел». 24 июня бойцы ЧВК заняли штаб Южного военного округа в Ростове-на-Дону и все административные здания города. Часть из них остались в городе, остальные колонной с военной техникой двинулись в сторону Москвы.
Владимир Путин назвал мятеж ЧВК «Вагнер» предательством и ударом в спину стране. Он поручил нейтрализовать организаторов мятежа. Против Пригожина возбудили уголовное дело, ему светило до 20 лет тюрьмы.
В течение дня вагнеровцы подошли к Подмосковью. Попутно они сбили пару вертолётов, а также Ил-22 с десятью членами экипажа на борту (все погибли), сообщала военный корреспондент «Первого канала» Ирина Куксенкова. Всё это время с Пригожиным вёл переговоры президент Белоруссии Александр Лукашенко. Под конец дня Пригожин заявил, что ЧВК возвращается в тренировочные лагеря, сам он уезжает в Белоруссию. Договорённости также предполагали, что в России Пригожина не будут преследовать уголовно, а другим участникам мятежа дадут гарантии безопасности.