«Яндекс» продал акции компаний-пустышек на миллиарды рублей
О продаже SPAC-компаний говорится в отчёте «Яндекса» за январь — март, который появился 1 июля на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ещё в апреле компания отчитывалась, что продала к тому времени акции технических фирм на $6,1 млн. При этом названия самих SPAC не раскрывались.
Главная цель SPAC-проектов — слиться с реальной компанией, желающей быстро выйти на биржу. У таких фирм нет активов, кроме средств инвесторов. Выгода «компаний-оболочек» в том, что они значительно сокращают время выхода на биржу основного актива. Сначала проводят размещение бумаг SPAC-проекта, который затем «ожидает» подходящего кандидата для покупки. В результате главный актив избегает необходимости проходить листинг и другие бюрократические тонкости, связанные с IPO.
Кроме того, создатель SPAC может значительно увеличить свои вложения. Как правило, он получает 20%-й пакет бумаг технической компании по номинальной стоимости, который потом реализует по рыночным ценам.
С начала 2020 года компании-пустышки переживали бурный рост популярности. Но в 2021-м тренд сменился. В первом квартале на долю SPAC приходилась почти половина выручки, полученной на рынке IPO, а во втором квартале показатель снизился до 13%.
Перенасыщение рынка привело к тому, что инвесторы стали более избирательными и не хотят переплачивать. В итоге ряд значимых IPO провалились. Например, акции стартапа по доставке еды Deliveroo рухнули на 26% в первый день торгов в Лондоне, а бумаги страхового стартапа Oscar Health обвалились на 40% в Нью-Йорке.
Фото: WikiFido, CC BY-SA 4.0
Как стать инвестором в пандемию и не прогореть? Узнай в разделе «Инвестиции».