В Россию придут иностранные ETF. Как это изменит отечественный фондовый рынок
Что случилось
Пункт о тестировании перед покупкой иностранных ETF внесли в законопроект о запрете продаж сложных финансовых продуктов неквалам (неквалифицированным инвесторам), сообщил «Интерфакс», которому удалось ознакомиться c текстом поправок. Вероятно, это решение будет компромиссом в споре Правительства РФ и Центробанка по этому вопросу.
В марте регулятор опубликовал проект указания, в котором облегчает выход иностранных ETF на российский рынок. Биржи смогут запускать торги ими, даже не спросив УК, которые их запустили, — то есть те могут даже не знать, что паи их фондов торгуются в России.
Документ вызвал вопросы в аппарате правительства. Хотя законопроект должны были принять во втором чтении ещё в апреле, совет Госдумы перенёс рассмотрение на май — чтобы оценить все риски.
Какие риски ждут инвестора
Паи ETF – простые инструменты лишь на первый взгляд, отметил руководитель направления по взаимодействию с государственными органами УК «Альфа-Капитал» Николай Швайковский.
Он пояснил: в основе этой простоты лежит целая инфраструктура. Её важный элемент — деятельность уполномоченных лиц (авторизованных участников). Они имеют, по сути, эксклюзивное право обращаться в выпустившую ETF управляющую компанию за выдачей и погашением и паёв. В свою очередь, уполномоченные лица обязаны выкупать паи у конечных владельцев по их требованию, в том числе при ликвидации фонда.
Проблема в том, что законопроект не предполагает на территории РФ уполномоченных лиц иностранных фондов.
«Неясно, как отечественные инвесторы должны будут реализовывать свои права в случае вывода паёв такого фонда с торгов по какой-либо причине», — добавил Швайковский. По словам эксперта, ликвидация ETF — достаточно привычная история за рубежом: ежегодно закрывают сотни фондов.
Какие иностранные ETF будут доступны неквалам
Центробанк намерен допустить не все иностранные ETF. Вот его требования:
- ценной бумаге присвоены коды ISIN и CFI*, либо иностранный финансовый инструмент классифицирован Банком России в качестве ценной бумаги;
- бумага должна иметь листинг на иностранной бирже, соответствующей критериям ЦБ;
- ETF должен будет следовать индексу, список которых будет утвержден ЦБ;
- у него должен быть маркет-мейкер**, который будет поддерживать не менее 75% времени основной торговой сессии цену, отклоняющуюся от расчетной не более чем на 3%;
- средняя стоимость чистых активов ETF за последние три месяца составляет сумму, эквивалентную не менее чем 100 млрд руб.
*ISIN это такой 12-разрядный код из цифр и букв, идентифицирующий ценную бумагу. Его присваивают акциям, паям, облигациям и т. п., опционам, фьючерсам, векселям, индексам и валюте. CFI — 6-разрядный код из букв, который включает важную информацию о финансовых инструментах (о виде, типе и форме выпуска, об обращении и других характеристиках). Этот код обозначает объём прав по бумаге и присваивается фининструменту, имеющему ISIN-код.
**Маркет-мейкер — это такое юридическое или физическое лицо, которое по договорённости с биржей продаёт и покупает определённые ценные бумаги, чтобы не допустить резких отклонений цен и обеспечить ликвидность — то есть возможность быстро продать или купить актив.
Опрошенные «Секретом» эксперты по-разному оценивают, какое количество фондов могут попасть на российский рынок: от десятков до сотен.
«Их количество будет напрямую зависеть от активности российских бирж, — констатировал директор по развитию TradingView, Inc. в России Виталий Кирпичев. — Думаю, что у бирж такая мотивация будет, так как рынок иностранных акций в России переживает настоящий бум».
Что будет с российскими фондами
По состоянию на 13 мая на Московской бирже «неквалам» доступны 79 биржевых фондов. В их числе всего 18 ETF, остальное — биржевые паевые инвестиционные фонды (БПИФы). Принцип их работы аналогичен, но ETF действуют по международному законодательству, а БПИФы — по российскому.
Биржевые фонды — популярные на Западе инструмент, но в России он пока не так востребован. Одна из причин — высокие комиссии: российский фонды берут от 0,45% до 4,49% в год от стоимости активов (чаще всего около 1%). Это много: зарубежные ETF обычно забирают себе в районе 0,1%. Разница кажется незначительной, но на большом горизонте ощутимо влияет на результат.
Возникает вопрос: как появление дешёвых зарубежных ETF отразится на этом сегменте рынка? Кажется, что российские БПИФы окажутся никому не нужны, но это не так, уверен исполнительный директор дивизиона «Инвестиции и накопления» «Сбера» Василий Илларионов.
«Мы считаем, что наши продукты останутся востребованными в силу того, что многие из них ориентированы на локальный рынок и обладают налоговыми преференциями, — сказал он. — Например, российские фонды акций не платят налоги с дивидендов. Это важно, ведь дивидендная доходность нашего рынка очень высокая. У иностранных ETF, ориентированных на российские акции, такой льготы нет. К тому же мы планируем создавать гибридные фонды, в том числе на собственные индексы, которые смогут конкурировать с западными фондами».
Чтобы иностранные ETF не получили преференций перед российскими фондами, нужно скорректировать нормы для БПИФов, считает эксперт «Сбера». В частности, разрешить им выплачивать процентный доход или дать дополнительные налоговые стимулы — например освободить инвестиционный дохода из БПИФ от НДФЛ.
Однако эти меры сами по себе не дадут сильного толчка к развитию рынка БПИФ, признаёт Илларионов. «Угроза, что с допуском иностранных ETF, они станут приоритетным инструментом для инвестиций в иностранные индексы, действительно есть, — считает он. — Что касается комиссий, то они в иностранных фондах, которые ориентированы на российский рынок, сопоставимы с комиссиями в российских фондах».
Получается, ориентированные на российский рынок БПИФы не попадут под шторм. Но что будет с теми, что состоят из иностранных активов? Упадут ли цены на них, если инвесторы начнут массово перекладываться из них в иностранные ETF?
Тем, кто инвестирует в БПИФы, беспокоится не надо: цена этого инструмента зависит не от спроса со стороны инвесторов, а лишь от динамики инструментов внутри БПИФа, успокаивает замдиректора департамента рынков капитала Accent Capital Сергей Макаров.
«Доступ неквалов к иностранным ETF – это больная тема, — говорит он. — С одной стороны, в доступе заинтересованы брокеры, которые могут предоставить такую услугу за комиссию. С другой стороны, есть УК, которые вкладывают огромные силы и деньги в развитие биржевых фондов и которым не нужны конкуренты».
Если отечественные УК будут вынуждены работать в конкурентной среде, им придётся снижать комиссии на те фонды, которые имеют аналоги у зарубежных коллег, рассказал руководитель отдела инвестиционного консультирования «Финама» Владимир Цыбенко.
По его словам, у участников рынка уже есть понимание того, как будет проходить тестирование перед покупкой иностранных ETF. Тест будет состоять из блока самооценки клиента (риск-профиль, источник знаний о фондовом рынке, ориентиры по доходности) и, собственно, поверки знания в области финансовых рынков, их инструментов, нюансов работы через финансовые институты (банки и брокеры).
«Тест достаточно несложный, однако в процессе подготовки к нему начинающий инвестор получит вполне приемлемый багаж знаний для того, чтобы сделать первые шаги в инвестировании», — отметил Цыбенко.
Указание о тестировании должно вступить в силу с 1 апреля 2022 года. Но это случится, только если Госдума примет закон о запрете продаж сложных финансовых продуктов неквалам, в котором есть пункт про допуск иностранных ETF. Рынок ждёт, что это случится до конца весенней сессии.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com/NIKO_Cingaryuk