Самые значимые бизнес-сделки 2021 года. Выбор «Секрета фирмы»
«Магнит» примагнитил «Дикси»
В июле ФАС разрешила «Магниту» приобрести DIXY Holding Limited — магазины группы «Дикси». К концу месяца сделку завершили, хотя планировалось её закрыть только в августе. В результате к «Магниту» перешли 2477 магазинов «Дикси» и «Мегамарт» общей торговой площадью 804 000 м2. Большинство точек находятся в столицах: 1319 — в Москве и МО, а 438 — в Санкт-Петербурге и ЛО. Также «Дикси» есть в УФО — Свердловской и Тюменской областях. Помимо торговых точек, компания получила пять распределительных центров. Покупка обошлась «Магниту» в 87,6 млрд рублей.
Благодаря этой сделке у «Магнита» появляются шансы значительно приблизиться по обороту к X5 Retail Group — главному конкуренту на российском рынке. В последние два года разрыв между холдингами увеличивался, но теперь может сократиться.
Магазины «Дикси» продолжат существовать под прежним названием и в формате отдельного юридического лица, изменений в команде менеджмента этой сети тоже не планируется. Но «Магнит» не исключает, что некоторые торговые точки DIXY Holding Limited закроются.
ФАС не позволила Avito приобрести «Циан»
В сентябре стало известно, что крупнейшая российская площадка для частных объявлений Avito решила купить «Циан» — платформу по продаже и аренде недвижимости, основанную в 2001 году. При этом Avito согласна и на приобретение только части бизнеса в отдельных городах-миллионниках. Успешное заключение сделки может увеличить долю Avito на рынке объявлений о недвижимости до 62,2%: сейчас у компании всего 40%. Кроме того, «Циан» совершил крупнейшее для российских компаний технологическое IPO в Нью-Йорке с оценкой в $1,1 млрд.
Тем не менее ФАС отказала Avito в запросе приобрести «Циан»: по мнению Антимонопольной службы, эта сделка антиконкурентная. По её итогам на рынке появится игрок, занимающий больше 50%, а значит, вырастут цены для всех сторон — и покупателей и риелторов, — и одновременно может упасть качество услуг агрегаторов.
АФК «Система» за бесценок купила производителя «Кагоцела»
В России медицинским сектором интересуется АФК «Система»: в портфеле компании уже есть клиники «Медси», фармацевтический холдинг «Биннофарм групп» и BioTech-стартап «Система-биотех». Теперь к этой тройке добавилась ГК «Ниармедик» — предприятие, основанное в 1989 году и известное в первую очередь выпуском противовирусного средства «Кагоцел». Помимо этого, компания занимается разработкой тест-систем, проводит лабораторные исследования.
В сентябре АФК «Система» через свою структуру АО «Новый инвестиционный холдинг», которой она владеет совместно со «Сбербанком», приобрела «Ниармедик» за один рубль. Причина такой цены — большой чистый долг «Ниармедика» перед Сбербанком: 5,9 млрд рублей. Согласно заключённому договору, часть этого долга в размере 2,8 млрд рублей будет погашать АФК «Система». «Ниармедик» пройдёт через оптимизацию — новые владельцы надеются повысить акционерную стоимость активов и производственные возможности.
«Яндекс» улучшает финансовые продукты через банк «Акрополь»
Ведущая российская технологическая компания продолжает развивать свои сервисы через поглощения. В частности, в финансовом секторе. В прошлом году «Яндекс» пытался приобрести «Тинькофф», но ничего не вышло. А летом 2021 года компания стала абсолютным владельцем банка «Акрополь», получив все его лицензии: от брокерской и дилерской до универсальной банковской. Сумма сделки составила 1,1 млрд рублей.
Покупка «Акрополя» должна помочь «Яндексу» активнее развивать финтехнаправление и запускать новые продукты в этом секторе. По словам представителей «Яндекса», сервисы будут предназначены для массового пользователя и первые продукты могут появиться до конца 2021 года. Аналитики предполагают, что банк будет переименован, чтобы соответствовать экосистеме «Яндекса».
«Азбука вкуса» в «Лавку» не вошла
В начале июня СМИ заговорили о том, что «Яндекс» собирается приобрести сеть супермаркетов «Азбука вкуса», которая предлагает товары высокой ценовой категории. Это бы позволило технологическому гиганту расширить ассортимент в «Яндекс.Лавке» за счёт готовой еды и снизить цены для потребителей. Для «Азбуки вкуса» такая сделка стала бы шансом на увеличение прибыли, просевшей после введения продовольственного эмбарго в 2014 году. Потому что сеть была сфокусирована на продаже европейских товаров.
Сотрудничество у «Азбуки вкуса» и «Яндекса» активно развивается: ретейлер летом отказался от всех служб доставки, включая собственную, кроме «Яндекс.Еды». Однако о возможной покупке сети комментарии не дала ни одна сторона. А в августе стало известно, что «Яндекс» вышел из переговоров, не достигнув компромисса в обсуждении суммы сделки, и этим сэкономил предположительно 20 млрд рублей — в такую сумму оценивалась покупка.
«Лента» = «Семья» + Billa
Один из крупнейших федеральных ретейлеров в 2021 году делает всё, чтобы сократить разрыв с лидерами рынка — X5 Retail Group и «Магнит». В августе «Лента» закрыла сделку по покупке сети Billa за €225 млн: это 161 торговая точка, сотрудники и инфраструктура цепочек поставок. Благодаря этому приобретению «Лента» становится вторым по величине оператором супермаркетов для Москвы и МО. Кроме того, она может ещё активнее развивать экспресс-доставку продуктов, потому что магазины Billa в столице располагаются удачнее, чем гипермаркеты «Лента», которые в основном находятся близко к МКАД. В течение года ретейлер намерен интегрировать в свою сеть все торговые точки Billa.
И одновременно с этим «Лента» приобрела пермскую сеть «Семья» — это 75 магазинов, среди которых 27 супермаркетов и четыре гипермаркета. Остальное занимает формат «у дома». Сумма сделки — 2,35 млрд рублей. Как и в случае с Billa, в течение года «Лента» интегрирует «Семью» в свою сеть: магазины у дома получат название «Мини Лента», а супермаркеты — «Супер Лента». Эта сделка поможет федеральному ретейлеру увеличить свою долю рынка в Пермском крае с 1,3% до 7% и развивать экспресс-доставку.
А почти под бой курантов «Лента» объявила о приобретении онлайн-ретейлера «Утконос». Цена вопроса — 20 млрд рублей. Завершиться сделка должна до конца первой недели февраля 2022 года. Эта покупка направлена на усиление конкурентоспособности «Ленты» в сегментах «премиум» и «выше среднего» и развитие онлайн-продаж. Предполагается, что после сделки «Лента» создаст платформу в e-grocery нише.
К Мосбирже приросла онлайн-платформа NTPro
В марте 2020 года Мосбиржа решила приобрести миноритарный пакет акций BierbaumPro AG — разработчика NTPro: онлайн-платформы для внебиржевой торговли валютой. Система имеет доступ более чем к 60 провайдерам валютной ликвидности и демонстрирует оборот в $7,5 млрд. При этом, согласно документам, в течение трёх лет Мосбиржа имеет право поэтапно провести полную консолидацию NTPro. За 2020 год во владении Мосбиржи оказались 25% акций, за которые отдано 329 млн рублей, а в конце октября 2021 года — уже 95%.
Владение NTPro позволяет Мосбирже расширить спектр валютных инструментов для инвесторов — благодаря сервисам по агрегации ликвидности и мэтчингу (сверка прошедших покупок и продаж за сутки. — Прим. «Секрета»), и заниматься активной торговлей на внебиржевом рынке: как в валютном сегменте, так и в других.
Присоединение NTPro гипотетически позволит создать новое направление и стимулировать развитие рынка Форекс.
Illumia закрыла сделку с Grail вопреки Еврокомиссии
В августе 2021 года Illumina, крупнейшая компания, занимающаяся секвенированием ДНК, закрыла сделку по приобретению своего же стартапа Grail — он проводит диагностику около 50 видов онкологии на ранней стадии. Illumina владела 15% акций изначально, и покупка остальных 85% обошлась компании в $8 млрд. Технологии Grail используют многие мировые BioTech-компании, которые занимаются онкоскринингом. Полное присоединение стартапа к Illumina сделает тесты для выявления рака более доступными по цене, соответственно, охватит больше нуждающихся людей и за девять лет сможет спасти 10 000 жизней.
Однако Еврокомиссия выступила против сделки, как и FTC (Федеральная торговая комиссия США), и начала расследование. По мнению регулирующих органов, покупка Grail — антиконкурентный шаг, который может подавить развитие инноваций как минимум на американском рынке и повысить стоимость услуг в сфере онкологического скрининга. Расследование будет идти ориентировочно до февраля 2022 года. Как минимум до этого момента по требованию Еврокомиссии Grail должна оставаться отдельной компанией.
Twitter расширяет сообщества через Sphere
Twitter продолжает развивать идею персонализации в приложении — сначала в сентябре 2021 года соцсеть предложила создавать группы по интересам, а после в октябре приобрела Sphere. Это мессенджер для группового общения, помогающий каждому найти интересующее его комьюнити. Среди любопытных возможностей мессенджера — самоочищение чатов: старые сообщения автоматически переносятся в архив. Кроме того, различные опросы и объявления подсвечиваются как важные. В Sphere инвестировали Index Ventures, Horizons Ventures.
Сумма сделки между Twitter и Sphere неизвестна. Мессенджер стартапа с ноября развиваться перестал, как и работать автономно: он будет объединён с Twitter. Команда Sphere в размере 20 человек присоединяется к Twitter и будет заниматься изменением сообществ и личных сообщений в компании.
WOW Tech Group и Lovehoney сформировали лидера рынка
Новые лидеры рынка порой появляются через консолидацию игроков — это удалось осуществить производителям секс-игрушек. Такой итог получит сделка немецкой WOW Tech Group и британской Lovehoney. Первая компания — производитель инновационных товаров премиум-класса, вторая — интернет-магазин. Из их союза родится Lovehoney Group, в которую также попадает Amorana — швейцарский бренд, купленный Lovehoney ранее.
Во главе новой компании встанет Йоханнес Плеттенберг, генеральный директор WOW Tech, а в структуре самой WOW Tech Group и Lovehoney ничего не изменится. Lovehoney Group будет ориентирована на b2b сегмент. Новая компания предположительно оценивается в $1,2 млрд. А объединённая прибыль WOW Tech Group и Lovehoney по итогам 2021 года может составить $400 млн, благодаря чему они становятся крупнейшим мировым лидером рынка секс-игрушек. А значит, и их объединённый «проект» тоже.
Advent и GIC приобрели шведский биотех Sobi
MedTech и BioTech продолжают оставаться на пике популярности, и компании в этих секторах активно привлекают инвесторов. Осенью Advent International, частная инвестиционная компания, и GIC, сингапурский фонд национального благосостояния, решили купить Orphan Biovitrum (Sobi) — это шведский стартап, который производит препараты для лечения орфанных (редких) заболеваний в области гематологии и иммунологии. Сумма сделки составила 69,4 млрд шведских крон, или примерно $8 млрд. Advent International и GIC заплатили за каждую акцию Orphan Biovitrum на 55% больше средней цены на Nasdaq Stockholm.
Поглощение Sobi аналитики называют ожидаемым — этот вопрос остро стоял несколько лет. Правда, предполагалось, что покупателями станут Pfizer и Biogen Inc. Но положительный ответ стартап дал Advent International. Теперь Sobi больше не торгуется на фондовой бирже, а полученные средства пустит на разработку новых препаратов.
Коллажи: «Секрет фирмы», freepik.com, Unsplash, Pixabay