Российским инвесторам рассказали, есть ли смысл судиться из-за санкций
Впервые проблема с блокировкой активов российских инвесторов возникла в конце февраля. Тогда Совет ЕС принял первые ограничительные меры в связи с началом спецоперации России на Украине.
Формально до июня НРД не находился под санкциями ЕС. Тем не менее, европейские депозитарии поспешили заблокировать счета НРД, отметил Дейнега. По его словам, на то у них не было достаточных оснований. Официально российский депозитарий попал в чёрный список 3 июня. Из-за этого на счетах НРД в иностранных депозитариях оказались заморожены €4,5–7 млрд банков и инвесторов из России.
Как отметил Дейнега, российские инвесторы с самого начала пытались решить проблему блокировки счетов, в том числе в юридической плоскости. Юрист указал, что пострадавшие могут сами подать судебные иски в Общий Суд ЕС и потребовать признать включение НРД в санкционный список незаконным, так как оно нарушает права неподсанкционных лиц.
Также частные инвесторы могут:
- присоединиться к иску о санкциях против НРД, поданному в Общий Суд ЕС;
- подать иски в государственные суды Бельгии и потребовать взыскать убытки с европейских депозитариев EuroClear/Clearstream, которые неправомерно блокировали распоряжение бумагами с февраля по июнь, когда НРД не был под санкциями;
- отправить административные запросы в Минфин Бельгии с просьбой выдать частному инвестору специальную лицензию об исключении инвестора из общего режима блокировки бумаг НРД.
Дейнега отметил, что случаев разблокировки ценных бумаг в НРД по суду ещё не было. Тем не менее, ранее россиянам уже удавалась успешно оспорить европейские санкции. Юрист привёл пример, когда в 2016 году Общий Суд ЕС частично отменил санкции против российского бизнесмена Аркадия Ротенберга. Их вводили в связи с присоединением Крыма к России. Суд счёл ограничения необоснованными.
Ранее «Секрет» сообщал, что европейские санкции решили оспорить и другие российские бизнесмены. Иски в Европейский суд юстиции в Люксембурге подали бывшие руководители Альфа-банка Пётр Авен и Михаил Фридман. В тот же суд обратились миллиардеры Роман Абрамович, Виктор Рашников, Алишер Усманов и Алексей Мордашов.