Российские компании массово выкупают свои акции у инвесторов. Поможет ли это падающему рынку
Что происходит
На фоне падения российского рынка акций (с октября 2021 года котировки опустились более чем на 20%) целый ряд компаний объявили о том, что они готовы приобрести у инвесторов часть собственных акций. Так:
-
Девелопер «Самолёт» 24 января заявил, что планирует в течение 2022 года выкупить свои акции на 3 млрд рублей для мотивации менеджмента. Это примерно 1% от текущей капитализации компании.
-
Ретейлер Fix Price в тот же день анонсировал обратный выкуп на общую сумму до 4 млрд рублей (1,2% капитализации).
-
«Сбер» 20 января объявил, что проведёт байбек на сумму до 50 млрд рублей. Выкуп акций будет постепенным и продлится до 2025 года. Это тоже около 1% от текущей капитализации компании. Акции раздадут сотрудникам для мотивации.
-
«Новатэк» в середине декабря одобрил новую программу выкупа акций на $1 млрд (1,7% капитализации).
-
ЛУКОЙЛ в конце 2021 года увеличил темпы подобной программы, действующей с 2019 года. Только за два дня нефтяной гигант выкупил акции на 4 млрд рублей (5,8% капитализации).
-
Сервис поиска работы HeadHunter в октябре тоже запустил программу обратного выкупа акций. Компания планирует раздать половине своих сотрудников 6% акций на сумму $150 млн в течение четырёх лет.
Что об этом говорят эксперты
В России практика обратного выкупа акций мало распространена, говорит руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых. «В отличие от США у нас выплаты акционерам происходят в основном через дивиденды. Байбеки же в большинстве своём редки, незначительны и несистемны», отметила она.
Об этом же сказал портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Никита Зевакин. «В 2021 году на рынке США компании выкупили акций на $850 млрд, — добавил он. — Байбеки особенно популярны среди компаний, перспективы роста бизнеса которых ограничены, и менеджмент считает покупку акций оптимальным способом вернуть капитал акционерам. Для ряда крупных компаний байбек оставался ключевым драйвером роста акционерной стоимости».
По словам Зевакина, в краткосрочной перспективе покупка акций с рынка может поддержать котировки — инвесторы часто воспринимают байбеки как сигнал об уверенности менеджмента в перспективах бизнеса компании. Реакция рынков на сообщения российских компаний это подтверждает: на новостях о выкупе акции «Сбера» получили прирост в 4%, Fix Price — на 7%. Но эффект был кратковременный, тенденцию на снижение котировок он не перебил.
Впрочем, цель правильно спланированного байбека в другом — создать добавленную акционерную стоимость в долгосрочной перспективе, объяснил директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков.
«Это происходит, когда акции выкупаются дешевле, чем их "справедливая" стоимость. — сказал он. — "Справедливая" относительно будущих денежных потоков, дисконтированных по разумной ставке; разумеется, определить её с достоверной точностью невозможно, но, пожалуй, никто не может составить о ней лучшее представление, чем топ-менеджмент. Происходит ли при этом краткосрочная поддержка котировок — фактор вторичный, хотя зачастую участники рынка позитивно воспринимают такие шаги».
Исаков добавил, что для роста акций в перспективе важно, чтобы компания направляла на байбек свободные средства, а не те, что необходимы ей для инвестиций в будущий рост. Если всё так, то будущие денежные потоки компании будут распределяться на меньшее количество акций. Соответственно, каждая акция становится ценнее.
Эксперт «Открытия» полагает, что при текущей ситуации, когда акции стоят относительно дёшево, волна анонсов об обратном выкупе может продолжиться.
«Такая операция наиболее эффективна в периоды максимального расхождения между рыночной и фундаментальной стоимостью акций, как правило, это периоды рыночной коррекции, один из которых мы сейчас наблюдаем», — подтверждает портфельный управляющий «Сбер управление активами» Илья Купреев.
По его словам, в РФ байбеки не распространены ещё и из-за непроработанности законодательной базы. Но компании и регулятор «проводят работу в этом направлении», поэтому вскоре можно ожидать, что этот инструмент будет всё более массовым.
Что компании делают с выкупленными акциями
Приобретённые акции становятся собственностью компании. Их ещё называют казначейскими. Ими не голосуют, по ним не выплачивают дивиденды, они не участвуют в разделе имущества при ликвидации компании. В течение года после выкупа эмитент обязан продать эти акции не ниже рыночной цены или погасить, уменьшив уставной капитал, объяснял в своём телеграм-канале инвестбанкир Евгений Коган.
По его мнению, погашение акций — лучший сценарий для акционеров, ведь количество бумаг в обращении сокращается и доля прибыли на каждую акцию возрастает.
Если компании нужны деньги на развитие или выплаты акционерам, то она может продать казначейский пакет акций обратно в рынок.
Однако если компания выкупает акции на баланс дочерней структуры, то они обладают правом голоса, по ним выплачиваются дивиденды — и компания не обязана их продавать. Такие бумаги называются квазиказначейскими.