Российские инвесторы не любят облигации. 2022 год показал, что очень зря
Сколько россияне хранят в российских облигациях
В 2021 году инвесторы вложили в на Московской бирже 819 млрд рублей. Это больше, чем в акции (532 млрд рублей).
Из вложений в долговые бумаги:
- 80,7% — приходилось на корпоративные облигации;
- 15,4% — на государственные облигации;
- 3,9% — на еврооблигации (то есть номинированные в долларах или евро).
В эту статистику попадают и крупные инвесторы, и спекулянты. Если же взять сегмент индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС), которые открывают мелкие игроки минимум на 3 года для вложений до 400 000 рублей в год, то картина будет иная.
К июню ИИС были более чем у 5,5 млн человек. При этом в структуре оборота по таким счетам с начала 2022 года (всего на сумму 961 млрд рублей) 88,7% приходилось на акции, а на облигации — лишь 3,5%. И это заметно ниже, чем по итогам 2021 года (5,4%).
«Это уменьшение отчасти можно объяснить тем, что многие частные инвесторы в 2022 году отдавали предпочтение депозитам по очень привлекательным ставкам, отчасти — стремлением усреднить сильно просевшие позиции в акциях», — говорит аналитик «Финама» Алексей Козлов.
Получается, что большинство частных инвесторов, играющих вдолгую, в России почти не добавляет в свой портфель облигации. Это подтверждают и данные ЦБ: по подсчётам регулятора, для среднестатистического розничного инвестора характерен размер портфеля менее 100 000 рублей, содержащий порядка шести финансовых инструментов с превалированием акций над облигациями.
Портфельный управляющий УК «Открытие» Руслан Мустаев такое отношение к бондам объясняет невысокой котировок («нет драйва») и скромным потенциальным доходом. «Клиенты не хотят ограничиваться небольшой премией к депозиту, на их портфель разница между условными 7 и 9% несущественна», — говорит он.
Кроме того, по словам Мустаева, инвестконсультантам проще продавать доли в компаниях: фраза «фундаментально акция недооценена на 30%» звучит интересней, нежели «давайте возьмем облигацию на 0,25% годовых доходней, чем в вашем портфеле».
Руководитель направления DCM департамента корпоративных финансов «Фридом Финанса» Максим Чернега называет ещё две причины скромных цифр по облигациям в портфелях частных инвесторов.
- Облигации — это консервативные инвестиции, потому сделки с ними по определению не должны происходить так же часто, как с другими ценными бумагами, — отсюда и низкие обороты.
- С 2020 года часть капитала частников перетекла из облигаций в фонды, в том числе облигационные.
Как показали себя облигации в кризис (в сравнении с акциями)
С 1 января по 26 июля 2022 года акции и облигации на российском фондовом рынке изменились в цене следующим образом:
- индекс акций Мосбиржи: –42,84%;
- индекс государственных облигаций (ОФЗ): –0,02%;
- индекс корпоративных облигаций: +4,36%.
В феврале — марте стоимость облигаций сократилась на 20–25%, но довольно быстро восстановилась до прежних уровней — в отличие от котировок отечественных акций. Те, кто не побоялся покупать бонды на падении, сумели заработать на этом росте двузначные доходности.
При этом облигации не переставали приносить их держателям купонный доход. А вот денежный поток по акциям стал заметно скромнее: в 2022 году дивидендная доходность акций, входящих в индекс Московской биржи, сократилась вдвое, до скромных 3%.
У учётом всех проблем, которые свалились на инвесторов в акции в 2022 году, и неясных перспектив их роста облигации смотрятся интереснее, чем прежде.
«Облигации в плюсе с начала года и выглядят очень привлекательно, — констатирует портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. — Мы ждём роста цен и хороших доходностей».
Инвесторы стали чаще интересоваться облигациями, подтверждает Максим Чернега: «Не все облигационные портфели восстановились полностью, но в целом, и особенно с учётом усреднения, реализованная доходность облигаций выглядит намного интереснее, чем доходность акций».
Но есть несколько ограничивающих факторов, которые мешают российскому долговому рынку развиваться, говорит Чернега:
- размещения качественных проходят с доходностью, которая не сильно мотивирует граждан прощаться с депозитами;
- крупные инвестиционные компании, организуя такие размещения, ориентируются скорее на институциональных инвесторов, чем на физических лиц;
- размещения с интересной доходностью предполагают повышенный риск, который не всегда в полной мере осознается инвесторами;
- по облигациям есть существенные ограничения в части квалификации инвесторов, чего не наблюдается для акций, то есть изначально круг инвесторов уже;
- не стоит забывать о конкуренции со стороны фондов: частному инвестору проще купить пай фонда и получить диверсифицированный портфель под управлением команды менеджеров, чем самому читать инвестиционные меморандумы.
Удачное ли сейчас время для входа в облигации
Кажется, лучший момент уже упущен: в конце марта доходность в корпоративных бумагах доходила до 30%, что существенно выше действовавшей тогда ключевой ставки в 20% годовых.
Сейчас такую доходность можно найти только в «мусорных» облигациях третьего эшелона. ОФЗ дают 6,9–8,9% (в зависимости от даты погашения), качественные корпоративные бумаги — несколько выше, но найти двузначную доходность здесь уже непросто.
Даже с учётом того, что с купонного дохода приходится платить 13% НДФЛ, это всё равно выгоднее вкладов: в среднем максимальная ставка по вкладам в крупных банках во второй декаде июля составила 7,65%. Тем более эта цифра ещё не отражает резкое снижение ключевой ставки 22 июля (с 9,5 до 8%) — а вот облигации это решение Центробанка уже отыграли.
Эксперты полагают, что Центробанк продолжит снижать ключевую ставку — это аргумент в пользу того, что стоимость облигаций во втором полугодии вырастет.
Второй фактор, который должен толкнуть котировки облигаций выше нынешних уровней, — бумаги гасятся, как обычно, а новых размещений немного. Из-за этого рынок корпоративных облигаций в первом полугодии уже сократился на триллион рублей. Эксперты полагают, что большую часть денег, высвободившихся после погашения бумаг, инвесторы вернут на рынок облигаций, увеличив спрос на оставшиеся.
«Потенциал дальнейшего роста рынка облигаций (и, соответственно, снижения уровня доходности) сохраняется, а учитывая снижение темпов инфляции, идея формировать среднесрочные портфели облигаций, фиксируя текущие уровни доходности, выглядит разумной», — резюмирует портфельный управляющий УК «Первая» Илья Голубов. Но оговаривается: не стоит забывать и про вложения в акции, которые «несмотря на временную слабость, имеют хороший потенциал к росту».
Об этом же говорит и Рустан Мустаев: «В том, что рынок акций на горизонте 4–5 лет будет сильно выше сегодняшних значений, можно быть практически уверенным. Поэтому, если позволяют риск-профиль и бюджет, мы не видим поводов сторониться российского рынка акций».
Риски дефолта
Судя по котировкам, рынок оценивает надёжность российских облигаций на докризисном уровне — хотя очевидно, что условия для бизнеса отечественных компаний за последние полгода значительно изменились. Ещё до начала конфликта на Украине «Секрет» писал о том, что в 2020 и 2021 годах наблюдался всплеск , а в начале 2022 года своих инвесторов подвела компания «Обувь России».
в целом сдержанно реагируют на происходящие изменения. В частности, АКРА в основном не снижает кредитные рейтинги, а присваивает эмитентам статус «Рейтинг на пересмотре», который выступает своего рода краткосрочным прогнозом возможного изменения рейтинга. «В текущих условиях для инвесторов полезно отслеживать прогнозы по рейтингам, а не только их уровни», — подчёркивают в агентстве. Пока же АКРА понизила кредитный рейтинг только одной фирме, их коллеги из «Эксперт РА» — 19.
«Один из главных рисков на рынке облигаций — кредитный риск, — напоминает Мустаев. — Инвестор должен хорошо понимать, что компания, занимающая под условные 8%, и компания, выпускающая бонды под 14%, — это две большие разницы».
По мере снижения ключевой ставки снижается и риск дефолтов, говорит Евгений Жорнист. Но всё равно они остаются повышенными, предупреждает Алексей Козлов. «Поэтому при инвестировании в облигации нужно очень внимательно изучать эмитента и отрасль: каково влияние уже введённых и потенциальных ограничений, — говорит эксперт «Финама». — Дефолты мы, определённо, ещё увидим, особенно под ударом компании, которым в ближайшее время необходимо погашать большие объёмы обязательств».
Cоветы экспертов
«Секрет» попросил аналитиков и управляющих дать советы долгосрочным инвесторам, кто задумался над тем, чтобы частично или полностью переложиться в облигации.
-
Илья Голубов, УК «Первая»: «С тех пор как американский экономист Гарри Марковиц в 1950-х годах прошлого века опубликовал свою работу по диверсификации, этот подход к управлению портфелем является эталонным. Особенно он актуален во времена повышенной турбулентности и неопределённости на рынках. Текущую разбивку портфеля я вижу, как 60/40 в пользу акций, которые смогут себя хорошо показать в долгосрочной перспективе.
-
Руслан Мустаев, портфельный управляющий УК «Открытие»: «5% портфеля на одну корпоративную (негосударственную) бумагу — это уже слишком крупная доля, а ведь редкому частному инвестору удается отслеживать новостной поток даже по 20 эмитентам».
-
Алексей Козлов, аналитик ФГ «Финам»: «Для валютной диверсификации можно рассмотреть еврооблигации или облигации в юанях (пока на российском рынке номинированные в китайской валюте бонды выпустил только «РУСАЛ». — Прим. «Секрета»). В евробонды можно "припарковать" доллары, поскольку многие банки вводят комиссии на валютные счета, плюс не платить валютную переоценку. Облигации "РУСАЛа", привязанные к курсу юаня, — привлекательный инструмент, если принимать во внимание существенный рост интереса со стороны инвесторов к китайской валюте. По сути, вы инвестируете в валюту, получая при этом процентный доход, причём достаточно неплохой».