secretmag.ru
Инвестиции8 мин.

Не доверять и проверять. 5 правил финансово-грамотного инвестора

На Мосбирже 17,4 млн частных инвесторов, и в январе 2022 года они показали рекордную активность. Однако вместе с этим растёт число случаев мошенничества с фальшивыми инвестиционными проектами и псевдоброкерами, появляются новые схемы мошенничества. «Секрет фирмы» вместе с экспертами составил инструкцию базовой проверки брокера на честность и надёжность.

Проверяем документы

Главный момент — у каждой компании, которая занимается брокерской деятельностью, должно быть соответствующее разрешение Банка России: лицензия. Но это не абсолютный гарант того, что проблем не возникнет. Внешне надёжная инвестиционная компания QBF оказалась финансовой пирамидой. Однако, если у брокера лицензии ЦБ нет, смело ставьте на нём крест — ничего хорошего из взаимодействия с ним не получите.

Проверить лицензию можно на сайте ЦБ РФ.

Брокер может иметь лицензию и зарубежного регулятора — если он открывает счёт и действует в другой юрисдикции. И это тоже нужно проверять.

В основном брокеры получают лицензии на Кипре (CySEC), Сейшелах (SFSA), реже в Австралии (ASIC) и Великобритании (FCA UK). На своём сайте или в приложении брокер должен прописывать, кто выдал разрешение.

Но это ещё ни о чём не говорит: заходите на официальный сайт регулятора и смотрите реестр компаний. Например, так это выглядит у CySEC, а так — у FCA UK.

Если с разрешениями всё в порядке, стоит ознакомиться с финансовой отчётностью брокера: публикует ли он её и насколько подробно. Какие у него статьи источников средств и статьи направлений расходов. В целом, чем больше компания раскрывает информации о себе — структура, собственники, бизнес-процессы, тем лучше.

При выборе брокера важно убедиться, что организация есть в реестре Банка России и отсутствует в «предупредительном списке» компаний с признаками нелегальной деятельности. Обращаем внимание, что у брокера, предлагающего услуги российским гражданам, должна быть лицензия именно Банка России. Даже если компания зарегистрирована за рубежом и у неё есть лицензия иностранного регулятора, она не может легально работать в России, а её клиентам в случае каких-либо проблем придётся самостоятельно защищать свои права в зарубежных юрисдикциях.

пресс-служба Банка России

Оцениваем предложения и гарантии

Брокер имеет полное право говорить о потенциальной доходности активов, в которые предлагает инвестировать, стратегий, инструментов. Это помогает клиентам сравнить для себя предложения. Но ни одна надёжная компания не станет кричать о том, что с её помощью можно получать годовую доходность на уровне условных 200%. Потому что никакой брокер, даже с огромным опытом, не способен гарантировать что-либо. Громкие обещания заоблачных доходов — или мошенничество, или просто ложь: красивая реклама.

Сравнивайте цифры, которые приводит брокер, со средними показателями по рынку. Это не всегда так очевидно, как сомнительные «+200% годовых», но тоже может насторожить. Если среднегодовая доходность акций на Мосбирже — 12%, то обещания брокера про 25% годовых (только на этом активе) сомнительны. И хорошо, если инвестор просто заработает меньше.

Если какие-либо гарантии сохранности ещё могут присутствовать в продукте, например в страховых продуктах, то гарантии доходности всегда должны настораживать инвестора. Особенно если обещанные доходности значительно превышают двухзначные цифры.

Екатерина Ганцева
генеральный директор «Совкомбанк управление активами»

Изучаем стратегии и риски

Брокер, которому нечего скрывать и который честно работает, ещё до заключения договора рассказывает о том, какие инструменты может использовать инвестор, в какие активы вкладывать деньги, по каким стратегиям действовать. Он не ограничивается простым «ценные бумаги», а чётко поясняет, например, что это будут акции Санкт-Петербургской биржи или высокотехнологичных компаний из списка S&P 500.

Помимо инструментов, надёжный брокер должен рассказать и о рисках. Например, он предлагает вкладываться в условные опционы или акции компаний «третьего эшелона» (низкая капитализация и объёмы торгов, но иногда «выстреливают»), которые потенциально могут показать доходность выше, чем обычные акции. Но надёжный брокер предупредит, что риски тоже значительные и можно ничего не выиграть, а проиграть все деньги. Ненадёжный будет только давить на огромную прибыль.

Неквалифицированному инвестору сложные и высокорисковые инструменты, такие как фьючерсы, опционы, структурные продукты и прочие, сегодня доступны только после прохождения тестирования. Если такие инструменты начинающему инвестору предлагают с первых минут, это повод задуматься.

Валерий Скотников
начальник управления по развитию сегмента розничных клиентов Московской биржи

Смотрим на историю

Шаг важный, но только вспомогательный — посмотреть на изнанку компании. Когда она появилась, кто организатор, как развивалась. Брокер может громко заявлять, что он знает рынок с младых ногтей, ведёт деятельность 20 лет, а по факту окажется, что он все эти 20 лет, например, бесконечно менял названия, руководство и профиль деятельности. И как брокер существует всего года 3.

По возможности выбирайте компании с долгим сроком жизни на рынке. Это не абсолютная гарантия надёжности и безопасности, но появление брокера в течение последних 2 лет, когда пошёл всплеск интереса к инвестициям, должно насторожить. Не исключено, что организация возникла только с целью заработать денег на новичках и сделать это нечестным путём.

Большинство крупных брокеров и банков России существуют более 20 лет. Есть и более молодые компании, первый критерий их добросовестности — наличие лицензии и возможность её проверить на сайте ЦБ РФ. Во вторую очередь можно обратить внимание на количество активных клиентов. Впрочем, компания вполне может оказывать первоклассный сервис и не иметь большого количества клиентов.

Валерий Скотников
начальник управления по развитию сегмента розничных клиентов Московской биржи

Вчитываемся в договор

Если на предыдущих этапах ничто не насторожило и брокер создаёт впечатление благонадёжной организации, внимательно изучите договор. Здесь есть несколько ключевых моментов. Первый — обещания на словах, в приложении, рекламных кампаниях сходятся с тем, что прописано в договоре. Например, если брокер говорит, что сделки будет проводить робот, в документах тоже прописан автоматический алгоритм.

Второй момент — деятельность компании правильно отражена в бумагах. Брокерское обслуживание, услуги по доверительному управлению и консультационные услуги — разные вещи. И если компания себя позиционирует как брокер, а в договоре прописаны консультационные услуги, о ней стоит забыть.

По словам опрошенных «Секретом» экспертов, проверить договор на соответствие реальности до начала инвестирования сложно. Особенно новичку, который впервые сталкивается с такими документами. Поэтому главное, чтобы договор был и в нём были прописаны условия по тарифам и комиссиям, а также по его расторжению.

Рекомендуем обращать внимание на понятное изложение договора: нужно сразу понимать, сколько составит комиссия на ваш объём капитала, какие именно необходимые и дополнительные услуги вы подключаете, есть ли «абонентская плата», от чего она зависит. Правильное решение — сравнить тарифы хотя бы трёх крупных брокеров или банков перед тем, как принимать решение.

Валерий Скотников
начальник управления по развитию сегмента розничных клиентов Московской биржи

На что ещё обратить внимание

У надёжного профессионального участника российского или иностранного рынка ценных бумаг в обязательном порядке будет оценка рейтингового агентства — к примеру, «Эксперт РА», НРА. А у российских компаний также нужно проверить доступность информации на сайте регулятора (Банка России) и биржи (Мосбиржа). Стоит изучать участие брокера в отраслевых рейтингах, в частности по доходности предлагаемых стратегий, и цитируемость экспертов в СМИ: эксперты надёжных компаний часто выступают гостями и комментаторами деловых и профессиональных СМИ. Важна открытая и прозрачная тарифная политика — при заключении договора инвестор сразу понимает, какие комиссии будут взиматься, с какой периодичностью, в каком случае появятся дополнительные издержки. Надёжные компании, как правило, избегают скрытых комиссий и сборов. И дополнительный балл к доверию — наличие реального офиса, в котором можно очно встретиться с клиентским менеджером и обсудить инвестиционную стратегию.

Константин Асабин
руководитель дирекции налогового сопровождения инвестиционной деятельности «Альфа-Капитал»

Хороший брокер нацелен на долгосрочный финансовый результат клиента, а не на продажу конкретного продукта. Он интересуется планами инвестора и его текущей финансовой ситуацией. Это поможет подобрать подходящие инвестиционные решения, а не просто закрыть сделку и получить комиссию. Также стоит убедиться, что у компании активная служба клиентской поддержки. Важно, чтобы в каждый момент времени на бирже инвестор не был предоставлен сам себе. Фондовый рынок — это меняющаяся среда, и в какой-то момент клиенту может понадобиться помощь или разъяснение по какому-либо вопросу. Поэтому лучше протестировать службу клиентской поддержки и понять, как быстро сотрудники будут отвечать на вопросы.

Дмитрий Фирсов
генеральный директор брокера «ГПБ Инвестиции»

Обязательно перепроверяйте всю информацию о брокере, которую он даёт. Ищите первоисточник — только так вы убедитесь, что данные достоверны. Проверяйте как позитивные, так и негативные сведения. В том числе и внимательно отнеситесь к изучению документов. Доверие хорошо работает в личных отношениях, а в деловых его надо подкреплять на бумаге. Обязательно проверяйте наличие необходимых лицензий, полномочия подписантов, адрес и реквизиты контрагента. Партнёр, которому нечего скрывать, может дать вам возможность ознакомиться с финансовой отчётностью. И следите, чтобы устные обещания были корректно зафиксированы в договоре.

Владимир Шаповалов
декан факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО
Сергей Григорян
руководитель представительства инвестиционного фонда ANIF в России

Главное — это финансовая модель. Что должно насторожить при изучении финансовой модели:

  1. Слишком «радужные» показатели рентабельности проекта. Для того чтобы это понять, нужно иметь представление об отрасли в целом. Если показатели в плане окупаемости значительно отличаются от средних по отрасли, то, скорее всего, они не соответствуют реальности.

  2. Завышенный объём кредитных средств и нереальные процентные ставки по кредитам. Если основатели проекта не хотят вкладывать в него собственные деньги — это серьёзный повод задуматься. Модель, построенная только за счёт привлечения инвестиций и кредитных средств, как правило, очень недолговечна.

  3. Отсутствие инвестиций в оборотный капитал. Достаточно часто в финансовых моделях заложены инвестиции в капитальные активы, при этом вопрос, где брать оборотные средства, остаётся открытым. Здесь возможны два варианта: либо это просчёт, либо мошенническая схема. И в том и в другом случае от проекта лучше отказаться.

  4. Слишком короткая инвестиционная фаза, если речь о строительстве или организации производства. Например, если завод планируют построить и запустить за 1–2 года, скорее всего, это нереальный проект. Инвестиционная фаза в подобных случаях редко длится меньше 4–5 лет.

  5. Финансовая модель рассчитана без учёта инфляции и рисков.


Не существует схемы проверки брокера, которая абсолютно гарантирует его добросовестность, но можно снизить риски. Для этого нужно проверять документы компании — лицензию от ЦБ РФ, кредитные рейтинги, адрес и реквизиты, финансовую отчётность (она должна быть открытой). А также внимательно изучать предложения и обещания брокера.

Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)