secretmag.ru
Инвестиции9 мин.

Как инвестировать в электромобили, если страшно покупать Tesla

Для тех, кто опоздал с покупкой акций Илона Маска
В 2020 году акции Tesla подорожали в шесть раз, капитализация компании выросла до невероятных $827 млрд — это больше, чем у Toyota, Volkswagen, Ford, Honda и General Motors вместе взятых. Сейчас многим страшно инвестировать в компанию Илона Маска: акции выглядят перегретыми, а предпосылок, что Tesla продолжит дорожать теми же темпами, — немного. Возможно, самое время присмотреться к другим игрокам этого сегмента.

Почему вообще стоит инвестировать в электромобили

Сегодня на электрокары приходится всего 4% мирового рынка легковых автомобилей, по данным консалтинговой компании EV-Volumes. Однако и показатели прошлого года, и прогнозы аналитиков говорят о том, что их доля на рынке будет быстро расти. В 2020 году продажи легковых автомобилей во всём мире упали на 14%, а рынок электрокаров и гибридных авто (то есть авто с электрическим и бензиновым двигателем), наоборот, вырос — на 43%.

К 2030 году объём продаж электромобилей вырастет в десять раз, на них будет приходиться более трети всего авторынка, прогнозирует Deloitte. Аналитики компании называют четыре фактора, благодаря которым это произойдёт.

  • Потребители полюбят электрокары ещё сильнее.

Это объясняется не только желанием вести экологичный образ жизни. Электрокары практически бесшумные, быстро разгоняются и дешевле в эксплуатации: у них меньше деталей, требующих регулярного техобслуживания или ремонта. Электроэнергия во многих странах тоже стоит дешевле, чем бензин, поэтому потребители экономят ещё и на этом.

Правда, стоимость электрокаров по-прежнему выше, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Это сдерживает спрос. Однако с развитием технологий и наращиванием производственных мощностей стоимость электромобилей будет падать. Самым продаваемым в Китае во второй половине 2020 года стал электрокар Wuling HongGuang Mini EV, который стоит всего $4500. Цена Tesla Model 3, занявшей второе место по продажам, — $39 000. Разумеется, технические характеристики Tesla на уровень выше, но для многих потребителей определяющим фактором является цена.

© wikipedia.org/Jengtingchen - 自己的作品, CC BY-SA 4.0

  • Ассортимент электрокаров расширится.

Покупателям будет из чего выбрать. К тому же должны снизиться цены на подержанные электрокары, которых на вторичном рынке пока намного меньше, чем автомобилей с ДВС.

  • Правительства поддержат спрос на электрокары.

Особо стоит выделить политический фактор — тренд на зелёную энергетику, законодательство об ограничениях выбросов углекислого газа и правительственные субсидии на покупку электротранспорта. Такими субсидиями уже давно пользуются жители некоторых штатов США, регионов Канады, Китая, Японии, Южной Кореи и Евросоюза.

Помимо «пряника» власти ЕС, Китая и США прибегают и к «кнуту» — ограничивают выбросы выхлопных газов для новых автомобилей. Соединённые Штаты, которые при Трампе вышли из Парижского соглашения по климату, со вступлением в должность Байдена вновь начали бороться с глобальным потеплением.

  • Большую долю спроса обеспечат корпорации.

Они уже начали закупать в свои автопарки электротранспорт либо собираются это сделать. Среди таких компаний, например, — Amazon и IKEA. Есть пример даже на российском рынке — ретейлер «Магнит» хочет закупить 200 электрогрузовиков.

Китайские рабочие собирают электромобили на автозаводе.

© depositphotos.com/ChinaImages

Какие есть риски

Даже через 10 лет рынок электрокаров не станет глобальным: по прогнозам Deloitte, 90% продаж по-прежнему будет приходиться на три региона — Китай, Евросоюз и США. В развивающихся странах и странах третьего мира, в том числе в России, взрывного роста популярности электрокаров пока не предвидится. Отчасти это связано с энергетической инфраструктурой: электротранспорт может считаться зелёной технологией только если электричество для него получено из возобновляемых источников энергии (солнце, ветер, вода).

Таким образом, рынок будет ограничен, но конкуренция на нём в ближайшие 10 лет усилится. «Молодые» производители электрокаров будут бороться со «старыми добрыми» автоконцернами, которые пришли в этот сегмент.

Зарядная инфраструктура — также препятствие: чтобы выстроить её, нужны ресурсы. Не забываем и про «нефтегазовое лобби», которое вряд ли захочет терять выручку, — это особенно актуально для стран с большими запасами ископаемого топлива.

Поскольку значимым драйвером рынка выступают правительственные субсидии, потенциальный отказ от них негативно повлияет на продажи. Подобное уже произошло в прошлом году в Китае: страна уступила Европе статус главного рынка электрокаров как раз потому, что китайское правительство сократило вложения.

На какие компании стоит обратить внимание

*Li Auto Inc. (Nasdaq: LI)**. Эта китайская компания проектирует, разрабатывает, производит и продаёт интеллектуальные электрические внедорожники премиум-класса. У производителя более 35 розничных магазинов в 30 городах Китая. Ещё до IPO Li Auto Inc. получила более $1,5 млрд от инвесторов, а с момента выхода на биржу в конце июля прошлого года её акции подорожали на 100%. Два других интересных китайских производителя, акции которых торгуются на американской бирже, — XPeng Motors (NYSE: XPEV) и NIO (NYSE: NIO).

Rivian Automotive. Эта частная американская компания планирует выйти на IPO осенью. Если это случится, размещение станет одним из крупнейших в 2021 году: оценка Rivian может достичь $50 млрд.

Rivian разработала инновационные модели электропикапа и внедорожника. Дальность их поездок должна составить свыше 300 миль — это на 75 миль больше, чем у любого электромобиля. При этом ожидаемая стоимость моделей в базовой комплектации — $67 500 — 70 000, на 20% ниже базовой Tesla Model X.

Первые электрокары Rivian планирует доставить покупателя летом 2021 года. А в 2022-м должна поставить 10 000 электрогрузовиков Amazon. При этом по кнтракту компания должна до 2030 года предоставить мировому онлайн-ретейлеру 100 000 электрогрузовиков.

Volkswagen (FWB: VOW3). Интересны инвестиции и в «старичков» автомобильного рынка — многие из них сегодня расширяют производство электрокаров. Большие ресурсы, опыт, налаженные цепочки продаж дают традиционным автоконцернам фору перед стартапами. Один из таких «старичков» — немецкий Volkswagen. Он намерен инвестировать в производство электрокаров $35 млрд. К 2025 году Volkswagen планирует продавать миллион электрокаров ежегодно.

Сейчас в арсенале компании с десяток моделей (включая гибриды), но в ближайшие 10 лет она планирует выпустить ещё 70. По мнению аналитиков швейцарского банка UBS, в ближайшие годы именно Volkswagen наряду с Tesla станет главным производителем электрокаров в мире.

Volvo (SSE: VOLV B). В начале марта шведская компания Volvo заявила о том, что к 2030 году она будет выпускать только электрические авто. Volvo откажется даже от гибридов, чтобы стать по-настоящему «зеленым» автопроизводителем. Глава компании Хакан Самуэльсон заявил, что производство транспорта с ДВС — это «исчезающий бизнес», у которого нет будущего.

Nikola Corp. (Nasdaq: NKLA). Акции компании — инвестиция с большим риском и большим, соответственно, потенциалом доходности. Компания вышла на биржу в июне 2020 года без готового продукта, но с амбициозными планами. В том числе — на инвестиции от General Motors, которая собиралась купить 11% компании. Однако сделка сорвалась, а Nikola Corporation попала под прицел Комиссии по ценным бумагам и биржам США за возможный обман инвесторов. В частности, за то, что показала ролик с движущимся по дороге грузовиком, который на самом деле ехал не самостоятельно.

Как следствие, основателю Nikola и председателю совета директоров Тревору Милтону пришлось покинуть компанию. Вдобавок к этому Nikola отказалась от разработки электропикапа для розничных потребителей, который считался одним из самых многообещающих продуктов. Nikola также разорвала сотрудничество с компанией Republic Services Inc, для которой должна была произвести грузовики-мусоровозы.

Сегодня акции Nikola торгуются дешевле, чем при выходе на биржу, однако компания не сдаётся. Её стратегия нацелена в первую очередь на производство электрогрузовиков на водородных топливных элементах и заправочной водородной инфраструктуры. Водород — более экологичный источник энергии, чем аккумуляторы: он полностью возобновляем, а при его использовании выделяется только вода. Однако его сложнее хранить и транспортировать, водородных заправок пока намного меньше, чем электрических. Именно это Nikola и планирует исправить.

Если компания выполнит заявленные обязательства, её акции вырастут многократно. Однако пока Nikola остаётся убыточной компанией без единого рыночного продукта.

Lucid Motors (NYSE: CCIV). Американский производитель электромобилей класса люкс, пока ещё не вышел на биржу, но его акции уже можно купить. Как? Инвестировать в компанию Churchill Capital Corp IV (торгуется на бирже NYSE под тикером CCIV).

Дело в том, что Lucid Motors решила стать публичной через слияние со SPAC (Special Purpose Acquisition Company) — компанией, созданной и выведенной на IPO исключительно для поглощения другого бизнеса. Именно эту роль играет Churchill Capital Corp IV. Когда слияние произойдёт, тикер компании изменится на LCID.

Как и Nikola Corp., Lucid Motors пока ничего не зарабатывает: первые поставки её автомобилей на рынок ожидаются во второй половине этого года. Главный продукт компании — электроседан Lucid Air, который, по заявлениям производителя, может проехать больше 800 км без подзарядки. К 2024 году Lucid Motors намерена производить 90 000 таких автомобилей в год.

Отдельная ниша — производители и переработчики литийионных аккумуляторов

Рынок электрокаров не сможет расти без быстро заряжающихся аккумуляторов. Опросы показывают, что проблемы с зарядкой остаются главным препятствием для покупки электрокара. Автомобилисты беспокоятся о времени работы уже заряженного аккумулятора и о сроках его перезарядки.

Поскольку аккумулятор — одна из главных и наиболее дорогих запчастей электрокара, его цена непосредственно влияет на стоимость самого авто. Пока аккумуляторы остаются относительно дорогими по сравнению с ДВС, но с каждым годом дешевеют. В 2019-м году они стоили уже в 7,5 раза меньше, чем в 2010-м, по данным Международного энергетического агентства. МЭА также прогнозирует, что за следующие десять лет общая ёмкость электромобильных аккумуляторов вырастет как минимум в 9 раз — со 170 ГВтч до 1500 ГВтч.

Литиевый аккумулятор

© depositphotos.com

В этом сегменте можно обратить внимание на следующих игроков:

Contemporary Amperex Technology Co. Ltd — китайская публичная компания. Мировой лидер (наряду с корейской LG Chem) по производству автомобильных литийионных аккумуляторов. Компания сотрудничает с такими гигантами, как BMW, Volkswagen, Daimler, Volvo, Toyota и Honda.

QuantumScape — компания родом из Калифорнии, вышедшая на биржу в ноябре 2020 года. Её уникальная разработка — твердотельный литий-металлический аккумулятор, который может заряжаться на 80% за 15 минут, сохранять свои свойства после 800 циклов перезарядки и при минусовых температурах. Продажи аккумуляторов QuantumScape начнутся не раньше 2025 года, массовое производство ещё не запущено.

У инвестиций в производителей литийионных аккумуляторов есть риски. Новые технологии появляются регулярно, производители с более передовыми разработками могут вытеснить с рынка сегодняшних лидеров.

К тому же продолжается выпуск электрокаров на водородных топливных элементах, наиболее известная модель сегодня — Toyota Mirai. С точки зрения экологии водород — более «зеленая» технология, поскольку для производства литийионных аккумуляторов нужен литий, добыча которого негативно влияет на окружающую среду.

То, что стоимость литийионных аккумуляторов снижается, с одной стороны, способствует росту рынка. С другой — может привести к падению выручки производителей.

Тренд на «зелёную» энергетику в ближайшие годы будет набирать обороты, и рынок электротранспорта будет расти. Однако это не значит, что любая инвестиция в этот рынок станет удачной, поэтому необходимо тщательно выбирать компании для покупки.

*Тикеты (идентификаторы) компаний на бирже.

Упомянутые в материале биржи:

  • Nasdaq — сокращённо от National Association of Securities Dealers Automated Quotation, американская фондовая биржа.
  • FWB — сокращённо от Frankfurt Stock Exchange, Франкфуртская фондовая биржа.
  • SSE — сокращённо от Shanghai Stock Exchange, Шанхайская фондовая биржа.
  • NYSE — сокращённо от New York Stock Exchange, Нью-Йоркская фондовая биржа.

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.

Фото: depositphotos.com