secretmag.ru
Инвестиции8 мин.

10 заблуждений и ловушек, из-за которых россияне теряют деньги на бирже

Как бы серьёзно мы ни относились к инвестициям на фондовом рынке, мы не застрахованы от ошибок. Более того: человеческий мозг устроен так, будто запрограммирован на некоторые из них. Разбираемся, что мешает частным инвесторам зарабатывать больше (или терять меньше — тут уж у кого какие результаты).

Мифы и легенды фондового рынка

Начнём с самых частых заблуждений.

1. Чем больше бумаг, тем лучше

Эксперты твердят: нельзя держать все яйца в одной корзине, нужна диверсификация. Это правда. Из-за того что это стало прописной истиной, складывается ощущение, что чем больше разных акций мы положим в портфель, тем лучше. А вот здесь возникают нюансы.

Дело в том, что влияние количества бумаг на риски не линейно. Представьте: мы держим в портфеле акции только одной компании. Она может обанкротиться — и тогда мы лишимся всей суммы. Когда мы добавляем в портфель акции второй фирмы, риск банкротства и других неприятностей, которые связаны с конкретной компанией, снижается на 46%. Если у нас четыре позиции — то на 72%, если 8 — на 81%, 16 — на 93%, 32 — на 96%.

В то же время чем больше диверсификация, тем ниже потенциальная доходность. Потому что результат лучших бумаг «размазывается» на большее число позиций. Выходит, что после 10–15 бумаг мы уже не особо снижаем риски, но сокращаем вероятность получить хорошую доходность. Так что излишняя диверсификация — враг доходности.

2. Прыгающие акции приносят больше денег

В любом нормальном курсе по инвестициям вам расскажут: риск и доходность связаны напрямую. Хотите заработать больше — будьте готовы к потерям. А надёжные инвестиции много не принесут.

В то же время чем выше , тем выше риск.

Ставим эти два тезиса в уравнение и получаем: если акции «трясёт», то они дадут доходность выше, чем стабильные бумаги. Но исследования показывают, что часто это не так. Чтобы понять, стоит ли волатильность доходности, рассчитывают коэффициент Шарпа. Как это делать, мы рассказывали здесь.

3. Вниз и вверх — дистанция одинаковая

Перейдём к математике, с которой дружат далеко не все. Вы купили акции компании, а они подешевели на 15%. Вы не дрогнули и дождались, когда эта бумага отрастёт в плюс на те же 15%. Вопрос: мы вышли в ноль?

Интуитивный ответ: да. Минус 15%, плюс 15% — то на то и получается. Но нет!

Скажем, мы вложили в компанию 100 000 рублей. Во время просадки стоимость нашей доли падала до 85 000 рублей. Именно от этой суммы мы должны отсчитывать движение вверх, а не от изначальной. 15% от 85 000 рублей — 12 750 рублей. Итого — 97 750 рублей.

То есть акция сходила туда-сюда на одни и те же 15%, а мы потеряли 2250 рублей, или 2,2% вложенных денег. Чтобы мы вернулись в исходную точку, акция должна прибавить 17,6%.

Чем глубже падение, тем больше эта разница:

  • при падении на 40% рост до восстановления — 67%;
  • минус 50% компенсирует плюс 100%;
  • минус 60% — нужен плюс 150%;
  • минус 70% — жди плюс 223%;
  • минус 80% — котировка должна вырасти в три раза.

Согласитесь, есть разница: ждать роста в 70% или 233%. Первая цифра кажется вполне реальной. Это и обманывает нас, когда мы решаем оставить подешевевшую бумагу в портфеле в надежде на то, что она сравнительно быстро восстановится.

4. Всё отрастёт, надо только подождать

Ещё одна причина, почему не хочется продавать, — уверенность в том, что со временем даже из глубокого минуса отдельная акция или рынок в целом выйдут в плюс. Тем более что финконсультанты постоянно твердят: не нужно пытаться спекулировать, будьте долгосрочными инвесторами!

Но история знает массу примеров, когда восстановление котировок либо вовсе не происходило, либо занимало слишком много времени. Хрестоматийный пример: японский фондовый рынок уже 30 с лишним лет не может достичь былых высот.

© Nikkei 225 — один из главных индексов японского фондового рынка. Прокрутите временную шкалу в прошлое, чтобы оценить величину падения

В России можно найти немало похожих сюжетов. Например, акции банка ВТБ почти 15 лет не могут вернуться к первоначальной стоимости и сейчас обновляют исторический минимум.

Пересидеть в убытках 2–3 года не страшно, но мало кому хочется растягивать это на 15–30 и более лет.

Ловушки нашего мозга

Экономисты давно заметили, что люди часто ведут себя нерационально. Стали изучать глубже и поняли: мы постоянно становимся жертвами когнитивных искажений. Проще говоря, наш мозг нас регулярно обманывает. Всего исследователи выделяют около 200 таких искажений. Расскажем, какие из них чаще всего вредят частным инвесторам.

5. Эффект диспозиции (неприятие потерь)

За этим термином скрывается простая мысль: мы склонны скорее продавать акции, которые дорожают, и долго держать в портфеле акции, которые дешевеют.

Объяснение простое: убыток вызывает у нас более сильные эмоции, чем заработок той же самой суммы (горечь от потерянных 10 000 рублей сильнее, чем радость от заработанных 10 000 рублей). Поэтому мы стремимся избегать потерь — скорее фиксируем гарантированную прибыль и как можно дольше откладываем момент, когда бумажный убыток становится реальным.

Это нерационально: мы держим подешевевшую акцию, потому что не хотим признавать, что лажанули с выбором. Оптимально было бы зафиксировать убыток и переложиться в более перспективную компанию.

6. Предвзятость подтверждения

Ещё один сюжет о том, как мы не хотим выставлять себя дураками даже в своих глазах. Мы склонны принимать факты, которые согласуются с нашей позицией, а те, что противоречат ей, — игнорируем. Или интерпретируем их согласно нашей точке зрения. И даже запоминаем лишь то, что подтверждает наше мнение (поэтому мы часто слышим от других или говорим людям: ты помнишь только плохое или только хорошее).

Например, мы убеждены, что западные санкции российскому бизнесу не помеха и вообще верим в импортозамещение. И видим новость: крупная международная технологическая фирма отказывается работать с РФ. Это может поставить под угрозу важный инвестпроект компании, в которую мы инвестировали. Скорее всего, мы отреагируем на это сообщение совсем не так, как человек, придерживающийся противоположной позиции.

Такая предвзятость мешает нам адекватно анализировать положение дел в экономике или отдельных компаниях, искажает наши выводы.

7. Эффект привязки (якоря)

Представьте, у вас спрашивают: каким будет курс доллара через месяц? Вы раскидываете мозгами, вспоминаете тенденции в экономике, какой курс сейчас, и выдаёте, например: 75 рублей за доллар.

А что если бы сейчас курс не плавал в районе 70 рублей, а был выше 100? Дали бы вы тот же прогноз? Скорее всего, нет. Сработал эффект привязки: мы отталкиваемся от какой-то имеющейся у нас в голове цифры, якоря.

© Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Devin Avery

Иногда это подводит инвесторов. Например, у нас есть представление, что справедливая стоимость какой-то акции — 500 рублей. Или мы покупали её по этой цене, и для нас эта отметка стала ориентиром. Так или иначе при принятии решения мы будем ориентироваться на это число, хотя оно мало что значит. Это может быть лишь случайный ценовой уровень, не подтверждённый рациональными факторами.

8. Излишняя самоуверенность

Сразу несколько когнитивных искажений мешают нам адекватно оценивать свои способности в мире инвестиций.

«Невежество гораздо чаще приводит к самоуверенности, нежели знание», — писал [Чарльз Дарвин](https://en.wikiquote.org/wiki/Charles_Darwin#The_Descent_of_Man_.281871.29 ‘В своей работе «Происхождение человека и половой отбор»’). Позже экономисты Даннинг и Крюгер экспериментально подтвердили правоту наблюдения английского натуралиста. Склонность людей ошибочно оценивать свою компетентность с тех пор называют эффектом Даннинга — Крюгера.

Сюда же можно отнести эффект знания задним числом. Обвалы рынков, скачки курса рубля или криптовалюты могут казаться логичными и очевидными, после того как они уже произошли. Это укрепляет нашу веру в собственные аналитические способности.

Наконец, есть эффект самоатрибуции (или ошибка эгоистичности). Это когда мы приписываем хорошие результаты своему собственному мастерству, а плохие — простой неудаче.

Эти и другие искажения делают нас слишком самоуверенными. Из-за этого мы позволяем себе рискнуть больше, чем можем себе позволить на самом деле.

9. Эффект толпы и синдром упущенной выгоды

Под влиянием окружающих люди склонны менять свою точку зрения. Это доказало множество экспериментов, в том числе советских. Поэтому, если все вкладываются в хайповые акции или биткоин, трудно противостоять толпе и остаться в стороне.

Этот эффект усиливает — синдром упущенной выгоды. Когда все вокруг зарабатывают на криптовалюте или акциях Tesla, сложно удержаться от того, чтобы не присоединиться. Хотя это может противоречить стратегии инвестора и даже здравому смыслу. Чем заканчиваются такие истории, хорошо показал 2022 год.

10. Ошибки игрока и выжившего

Человек уверен, что одно и то же событие не может повторяться постоянно, а значит, скоро всё изменится и нужно делать ставку на изменение. Если на рулетке несколько раз подряд выпало «красное», нужно срочно ставить на «чёрное». Но вероятность того, что выпадет «чёрное», от предыдущих результатов не меняется. Это называется ошибкой игрока.

В инвестициях это выражается в том, что мы можем излишне осторожничать на растущем рынке (ведь «рост не может продолжаться так долго»). На падающем рынке мы, наоборот, склонны слишком сильно рисковать в надежде, что период неудач скоро закончится.

А при анализе исторической доходности мы часто допускаем ещё и ошибку выжившего. То есть смотрим результаты только тех компаний, что дожили до сегодняшнего дня, забывая добавить информацию об обанкротившихся. Это приводит к существенному искажению исторической доходности.

С заблуждениями из первого блока (пункты 1–4 ) всё просто: от них нужно избавляться. С когнитивными искажениями (5–10) сложнее. Полностью избавиться от их влияния не под силу даже профессионалам. Но если знать, какие фокусы может выкинуть наш мозг, можно постараться не дать ему навредить нашим инвестициям.

Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/William Marques, /Jake Ingle