secretmag.ru
Энциклопедия5 мин.

Что такое логистика и выгодно ли работать логистом. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», Freepik

Логистика — управление потоками в процессе движения товаров от производителя к потребителю. Охватывает планирование, организацию, контроль и оптимизацию процессов, связанных с транспортировкой, складированием, распределением и доставкой.

Проще говоря, основную задачу логистики часто описывают такой фразой: «Нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве в нужное время доставляется в нужное место с минимальными затратами».

По-английски это звучит как правило «шести R» (Right product, Right quality, Right quantity, Right time, Right place, Right cost).

Эксперты статьи:

Виды логистики

— 🛒 Закупочная: организация покупки и доставки нужных материалов для работы компании.

  • 🏭 Производственная: управление перемещением материалов и продуктов внутри предприятия во время производства или оказания услуг.
  • 📦 Распределительная (сбытовая): управление доставкой готовой продукции от производителя к покупателю, включая маркетинг, транспортировку и хранение.
  • 🚚 Транспортная: организация перевозки грузов по определенным правилам и маршрутам.
  • 🏠 Складская: управление хранением, получением и выдачей товаров на специальных складах.
  • 📊 Информационная: управление потоком информации, которая сопровождает движение товаров и связывает все этапы: закупку, производство и продажу.
  • 💸 Финансовая: планирование и контроль денежных потоков, связанных с движением товаров.
  • 🔧 Сервисная: организация услуг, связанных с производством или использованием продукции.
  • 🛃 Таможенная: перевозка грузов через границу, учитывая все документационные, правовые и финансовые нюансы.

Часто разные виды логистики работают как часть общей логистической схемы.

Как стать логистом

Существуют бакалаврские и магистерские программы менеджеров по логистике, а также программы второго высшего образования, и они есть во многих вузах страны. Учиться можно очно и заочно.

Впрочем, профильное образование не обязательно, сказал директор по логистике ГК «ЕТЕ» Евгений Школьный. «Сотрудник без профильного образования, но с высоким уровнем мотивации может быстро достичь значительных успехов», — считает он.

По словам Евгения, работодателю важны soft skills, прежде всего навык быстро адаптироваться к меняющимся правилам игры на рынке. Также высоко ценится знание таможенных процедур в транзитных и дружественных странах.

«Современный логист — это аналитик, стратег и человек с высокой стрессоустойчивостью. Он должен быстро адаптироваться к изменениям, решать проблемы клиентов и выстраивать маршруты, несмотря на все возникающие сложности. Коммуникабельность и умение выстраивать доверительные отношения — ключевые навыки», — сказала автор телеграм-канала «Искусство логистики» Марина Богатырева.

Сколько зарабатывают логисты

Логисты работают в маркетплейсах, продуктовых сетях, у производителей различных товаров, в строительных компаниях и многих других организациях.

Медианная зарплата логиста в России в октябре 2024 года — 60 000 рублей, средняя — 66 000, по данным сервиса «Город работ».

Основатель компании по аутсорсингу линейного персонала Preama Алексей Шаповалов называет такие цифры:

— 💰 линейный персонал (грузчики/водители): от 50 000 рублей в месяц;

  • 💰 менеджеры среднего звена (логисты): от 100 000 рублей;
  • 💰 руководители отделов / директора по цепям поставок могут получать свыше 200 000 рублей ежемесячно.

В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, опытные логисты могут зарабатывать значительно больше, добавил Шаповалов.

Спрос на специалистов растёт: в 2024 году вакансий в логистике стало больше на треть, а зарплаты в этой сфере выросли на 15%.

«Логистика перспективна: специалистов не хватает, а спрос растёт, — подтверждает Марина Богатырева. — Успешный логист может вырасти до руководителя отдела, офиса или направления в компании».

Проблемы российский логистики

Основатель RusTransChina Александр Стрельников назвал «Секрету» сразу пять основных вызовов для отечественных логистов.

— 🚩 1. Кадровый дефицит. Квалифицированного персонала не хватает, в том числе водителей грузового транспорта, складских работников.

  • 🚩 2. Инфраструктурные ограничения. Из-за роста деловой активности в сфере электронной коммерции в стране мало складских площадей.
  • 🚩 3. Влияние санкций. Компании сталкиваются с новыми таможенными правилами и рисками, связанными с изменением международной торговли.
  • 🚩 4. Рост цен. Топливо, запчасти и многое другое дорожает. Ожидается дальнейший рост тарифов на грузоперевозки, что делает услуги более дорогими для конечного потребителя.
  • 🚩 5. Технологические изменения. Электронные транспортные накладные и системы управления цепями поставок требует значительных инвестиций со стороны компаний, малым и средним компаниям сложно их потянуть.

Евгений Школьный добавил к этому списку нехватку подвижных составов, изношенность инфраструктуры, медленную обработку грузов в портах и на станциях назначения.

Также проблемой можно считать противоречие, которое отметил руководитель направления грузовых перевозок в «Яндекс Доставке» Иван Ишуткин: рост желания покупателей получать заказы как можно быстрее и рост дефицита рабочей силы, который влечет за собой повышение дохода курьеров и, соответственно, стоимости доставки для конечного покупателя.

Из-за роста себестоимости сформировался замкнутый круг: понижать цены на доставку некуда, а повышать их логистические фирмы не рискуют.

Тренды в логистике

Опрошенные «Секретом» эксперты в первую очередь называют цифровизацию.

«Компании часто внедряют в процессы искусственный интеллект и роботов, например при работе на складах, — рассказал замгендиректора по развитию „Деловых линий“ Дмитрий Хрущалев. — Системы с ИИ позволяют отслеживать сохранность груза, соблюдение правил безопасности и труда, а также выявлять случаи мошенничества».

Ещё один важный вектор — переориентация грузоперевозок на Дальний и Ближний Восток, что способствует развитию инфраструктуры и транспортных коридоров, в том числе Северного морского пути, отметил Евгений Школьный.

Раньше у крупных заказчиков востребованными компаниями на рынке перевозок были большие игроки с собственными активами (судами, платформами, вагонами, контейнерами), рассказала эксперт по логистике Диана Шевцова. Теперь же, по её словам, на первый план вышли экспедиторы, готовые работать в международном поле и осуществлять доставки под ключ.

Как зародилась логистика

Может показаться, что логистика — достаточно новое явление, но это не так. Даже само слово появилось в Древней Греции: оно означало счётное искусство. А логистами называли чиновников, которые следили за хозяйственным и торговым делом.

Древний Рим внёс свою трактовку в понимание логистики: там под этим подразумевали распределение продовольствия.

Более приближенное к современным реалиям понимание логистики пришло во времена Византии (IX век, наша эра): там так называли искусство снабжения армии и управления перемещением войск. В византийской армии существовали логистасы — они ведали жалованьем, имуществом (включая оружие) и планировали с материальной точки зрения каждый этап военного похода.

С тех пор термин «логистика» веками использовалась исключительно в связке с военным делом. Французский исследователь Антуан Анри Жомини, который жил в XVIII веке, много писал о войнах — считается, что именно он первым наиболее полно описал основы логистики — планирование и управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, принципы выбора места дислокаций, строительства дорог и укреплений.

Во время Второй мировой войны логистика продолжала существовать в связке с военным делом. Разные страны взаимодействовали друг с другом во время войны, и между ними текли потоки вооружений, продовольствия, другой техники.

Слово «логистика» некоторые словари (например, «Британника») до сих пор относят к специфическим военным терминам.

После войны термин перешёл в бизнес, а к 70-м годам ХХ века укоренился там так, что сейчас о военном «происхождении» уже вспоминают не сразу.

Факт

В 2021 году из-за застрявшего в Суэцком канале контейнеровоза мировая экономика потеряла $10 млрд за неделю.


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии „Секрета фирмы“». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.