secretmag.ru
Энциклопедия7 мин.

Что такое издержки и как они влияют на бизнес. Объясняем простыми словами

Издержки — это расходы бизнеса на создание и реализацию своего товара или услуги: затраты на сырьё, расходные материалы, оборудование, оплату труда работников и тому подобное. Всё это влияет на себестоимость продукции и в конечном итоге на цену готового продукта.

Проще говоря, издержки — это все затраты на изготовление товаров или оказание услуг. В это понятие часто вкладывают именно издержки производства, хотя существуют и другие — например, судебные.

Пример. Мария открыла кондитерскую, где вместе с двумя работниками печёт пирожные и торты на заказ. Её издержки — это стоимость ингредиентов, упаковки, кухонной техники, затраты на коммунальные услуги, аренда помещения, зарплата работников, уплата налогов и социальных взносов.

Подсчёт издержек необходим, чтобы установить оптимальную цену на товар. Слишком низкая стоимость может привести к убыткам, а завышенный ценник — к невостребованности продукта у потребителей, из-за чего бизнес снова не сможет получить прибыль.

Учитывая всё это, бизнес старается оптимизировать свои затраты и составляет планы по своему дальнейшему развитию с учетом только необходимых затрат.

Виды издержек

Существует множество классификаций издержек. Компании обычно использует одну, максимум 2–3 — с учётом своей специфики и просто удобства.

Постоянные и переменные издержки

Постоянные издержки не зависят от объёма производства или предоставления услуги. Например, налоги, страховые взносы, плата за аренду помещения — из месяца в месяц они одинаковы, а если и меняются, то это обычно происходит один раз в год или реже. Чащ всего данные издержки меняются с принятием тех или иных нормативно-правовых актов.

Переменные издержки — траты, которые зависят от того, в каком объёме фирма производит товар. Обычно чем больше выпускается продукта, тем выше расходы. Примеры таких издержек — оплата электроэнергии, расходы на сырьё, сдельная оплата труда работников (то есть зависящая от объёма работы).

Переменные издержки делятся ещё на три группы.

Пропорциональные — когда расходы пропорциональны числу выпущенных товаров. Например, затраты на упаковку — сколько товаров выпустили, столько и упаковали.

Дегрессивные — когда затраты растут медленнее объёмов производства. Так случается, например, если поставщики сырья снижают цену единицы по мере роста закупки — в результате чем больше закупается сырья, тем дешевле выйдет себестоимость готового товара.

Прогрессивные — когда затраты растут быстрее объёмов производства. Так происходит при сдельном премировании сотрудников — когда после определённого объёма работы повышается заработная плата. Например, повар получает 20 рублей с каждого выпеченного пирожного, а если испечёт свыше 50 — уже 30 рублей с каждого последующего продукта.

Прямые и косвенные издержки

Прямые издержки — это затраты на составляющие продукта, то, из чего складывается его себестоимость. К примеру, при изготовлении браслетов из бисера к прямым издержкам стоит отнести бусины, фурнитуру, леску.

Косвенные издержки — расходы, которые невозможно рассчитать для каждого конкретного изделия. Например, затраты электроэнергии при 8-часовом рабочем дне швеи будут одинаковы, даже если в один день она шила товар по наименьшей стоимости, а в другой — более дорогостоящие вещи.

Производственные и непроизводственные издержки

Производственные — связанные с выпуском продукции напрямую, то есть влияющие на составляющие части и непосредственно работников. Это затраты на сырьё, оборудование, зарплату, оплату электричества в цехе и т. д.

Непроизводственные — это расходы, которые прямо с выпуском товара не связаны, но без них компания не сможет его реализовать. Например, издержки фирмы на рекламу, аренду, мебель для сотрудников.

Контролируемые и неконтролируемые издержки

Если издержки зависят от предприятия, их считают контролируемыми. Например, принимая решение об объёме производства, компания устанавливает размер затрат на сырьё, принимает определённое число сотрудников за конкретную зарплату и т. д.

Неконтролируемые затраты бизнес несёт вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Например, избежать затрат на налоги и страховые взносы не получится. Можно, конечно, попробовать, но тогда пристальное внимание налоговой и штрафы ждать себя не заставят. Также неуплата обязательных платежей является нарушением законодательства.

Возвратные и невозвратные издержки

Если бизнес предполагает «отбить» часть затрат, он относит их к возвратным издержкам. К таким можно отнести производственные расходы — да, сначала компания вкладывает деньги в сырьё, оборудование и зарплаты, но затем реализует готовую продукцию и получает прибыль.

Невозвратные издержки — это затраты, которые не вернутся, потому что не участвуют в создании прибыли. Например, плата за регистрацию компании, расходы на страхование и банковские услуги.

Релевантные и нерелевантные издержки

Релевантные — те, что зависят от управленческих решений. Например, предприятие вводит новый продукт, и для его производства нужно новое оборудование, обученные сотрудники и т. д. Все затраты в связи с реализацией этих нововведений будут релевантными, то есть уместными, подходящими.

Релевантные затраты также могут быть:

  • устранимыми (если решение не примут, расходов не будет — можно не вводить новый продукт и не тратиться на оборудование и обучение персонала);

  • альтернативными (средства, которые компания не получит из-за принятого решения, — например, решили выпускать новый лимонад, а могли бы начать производить безалкогольное пиво и иметь доход с этого).

На нерелевантные издержки решения руководства не влияют. Это все вынужденные траты вроде налогов, ремонта оборудования, хозяйственных расходов, а также все деньги, потраченные в прошлом, но не влияющие на прибыль в будущем.

Деление издержек на релевантные и нерелевантные часто нужно при ликвидации одного из подразделений компании. Релевантными окажутся те, что исчезнут с закрытием филиала, а нерелевантными — те, что продолжат существовать.

Внутренние и внешние издержки

Внутренние — затраты на ресурсы, которые находятся во владении предприятия. Например, обслуживание собственного производственного цеха.

Внешние — плата за ресурсы, которые не входят в собственность владельцев фирмы. Например, оплата работы подрядчиков.

Явные и неявные издержки

Явные издержки — те, что видно в бухгалтерских отчётах. Это все постоянные и переменные затраты: зарплата, расходы на коммунальные услуги, сырьё, аренда помещений и т. д.

Неявные издержки — это упущенные возможности фирмы, которые она могла бы получить за использование своих ресурсов. Например, в помещении разместили цех по производству пельменей вместо того, чтобы сдать его в аренду и иметь с этого доход.

Как рассчитывать издержки

Чаще всего компании рассчитывают постоянные и переменные издержки. Они помогают вычислить общие, предельные и средние расходы.

Общие издержки = постоянные + переменные издержки

Средние издержки — это фактически себестоимость товара. Её стоит рассчитывать, чтобы понять, какова эффективность вложений в него.

Средние издержки = общие издержки / объём производства

Предельные издержки показывают, насколько изменилась стоимость одного продукта при росте или сокращении производства.

Предельные издержки = изменение общих издержек / изменение объёма выпущенной продукции

Издержки стоит не только считать, но и планировать — так образом можно увидеть, где работа выполняется менее эффективно, и найти способ снижения затрат.

Как снизить издержки

Главная цель любой компании — извлечение максимальной прибыли. Чтобы этого достичь, сначала вычисляется цена издержек, а затем бизнес начинает ломать голову над тем, как сократить расходы.

Есть несколько популярных способов:

  • автоматизировать процессы производства, где это возможно (например, поставить линию упаковки вместо найма работников);

  • урезать отдельные расходы — например, снять помещение поменьше и подешевле и/или перевести часть работников на удалённую работу;

  • перенести часть бизнес-процессов на аутсорс — так нередко поступают с затратами на SMM и бухгалтерию;

  • проанализировать продукт и, возможно, изменить ассортимент, поменять поставщиков сырья;

  • пересмотреть стратегию по продвижению товара/услуги;

  • воспользоваться мерами поддержки от государства.

Сокращение издержек не должно вести к ухудшению качества — нельзя взять и закупить сырьё подешевле и рассчитывать, что товар останется таким же. Иногда эффективнее повысить отдельные статьи расходов, чтобы возросла отпускная цена и рентабельность бизнеса. Например, можно вложиться в более эффективное оборудование, которое может выпускать больше продукции при меньших затратах на электроэнергию и ремонт.

Нюанс

Есть один тип затрат, не связанных с выпуском товаров или оказанием услуг, — судебные издержки. Это все расходы, понесённые участниками судебного процесса во время рассмотрения дела. Сюда входят госпошлины, оплаты услуг юристов и адвокатов, экспертов и переводчиков, почтовые расходы, расходы на проезд и проживание (если процесс проходит далеко от места жительства участников) и т. д.

Пример употребления на «Секрете»

«Компания Meta Марка Цукерберга (признана экстремистской и запрещена в России) решила сократить издержки на 10%, для этого она увольняет сотрудников. В корпорации идёт реорганизация части подразделений, персоналу предлагают срочно найти другую работу в компании, но многим в итоге приходится увольняться».

(Из новости от 22 сентября 2022 года.)

Статью проверила:

© фото предоставлено экспертом

Юлия Коваленко, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ имени Г. В. Плеханова.