Что значит «резать косты». Объясняем простыми словами
Косты (от англ. costs — «расходы») — разговорное обозначение расходов бизнеса. Фирма «режет косты» (то есть оптимизирует затраты) во время кризиса или из-за форс-мажора — например, на заводе произошёл пожар, или организации выписали огромный штраф, или из-за пандемии власти объявили локдаун, и бизнес терпит убытки. Компания просто не может себе позволить тратить столько же, сколько раньше. Резкое снижение расходов — это возможность избежать разорения.
Для начала специалисты советуют тщательно проанализировать затраты и выделить те из них, которые пойдут под нож. Также нужно определить конкретную сумму экономии и дату, к которой расходы должны снизиться.
Чаще всего под оптимизацию попадают следующие расходы:
- реклама и продвижение;
- аренда помещений;
- зарплаты персонала и топ-менеджмента;
- производственные затраты (материалы, сырьё, оборудование и т. д.).
Пример употребления на «Секрете»
«Я был председателем правления одной компании, которая из-за непредвиденных изменений в промышленной конъюнктуре потеряла половину выручки за одну ночь. Начали резать косты, и оказалось, что зарплата СЕО — главная статья расходов. Я ненавидел себя, но никакого иного варианта, кроме как уволить СЕО, не было. К счастью, он с пониманием отнёсся к такому решению».
(Главный стратег инвестфонда Columbia Ventures Corporation Стэн Хэнкс — о том, за какие грехи увольняют СЕО.)
Нюансы
Важно просчитать, к чему приведёт сокращение тех или иных расходов не только в финансовом отношении. Например, урезание затрат на рекламу и маркетинг без анализа каналов поступления клиентов может серьёзно снизить доходы компании. Вместо поиска новых клиентов маркетологам рекомендуют в период кризиса переключиться на развитие отношений с существующими, разработав для них новые бонусы, программы лояльности и предложения дополнительных услуг.
Сокращение зарплат сотрудникам (урезание премий, отправка в неоплачиваемый отпуск, задержки с выплатами) ведёт к снижению их лояльности и, как следствие, к ухудшению качества работы и повышению текучки кадров. Причём в первую очередь из компании начнут уходить квалифицированные работники, которые востребованы на рынке труда.
Чтобы сократить расходы, компания может заморозить часть проектов, закрыть нерентабельные торговые точки, расширить базу поставщиков — найти тех, кто предложит более выгодную цену без существенной потери в качестве. Например, «Ашан» в первом полугодии 2021 года сократил число супермаркетов в России на треть. Также торговая сеть объявила о смене формата оставшихся магазинов.
Во время оптимизации также можно существенно снизить затраты на аренду — отказаться от большого офиса или, как поступили владельцы двух московских кафе, объединиться на одной площадке. В результате в новом кафе под одним брендом продают напитки, а под другим — блюда вегетарианской кухни.
Статью проверила:
Наталья Ненашева, управляющий партнёр Topline