Что такое соглашение о разделе продукции. Объясняем простыми словами
Такое соглашение — это вид государственно-частного партнёрства. Подписывая контракт, государство и иностранная добывающая компания учреждают совместное предприятие (СП). Принимающая сторона получает часть продукции в натуральной форме, например в виде нефти или газа, и играет активную роль в этом СП.
Государство может быть заинтересовано в иностранных технологиях, эффективном использовании ресурсов и создании новых рабочих мест. Мировым корпорациям нужно расширение производства и увеличение прибыли.
В России соглашения о разделе продукции регулируются отдельным законом. Согласно ему РФ как собственник недр передаёт инвестору на определённый срок исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. Иностранный участник соглашения ведёт эти работы за свой счёт и на свой риск.
В стране по состоянию на 2021 год действуют всего три подобных проекта.
- «Сахалин-1», оператору которого ExxonMobil принадлежит 30% СП. Ещё 30% у японской Sodeco, по 20% у «Роснефти» и индийской ONGC. В проект входят три нефтегазовых месторождения.
- «Сахалин-2», оператор — Sakhalin Energy. Здесь «Газпрому» принадлежит 50%, ещё 27,5% у Shell, 12,5% у Mitsui и 10% у Mitsubishi. У проекта три морские нефтегазодобывающие платформы, завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и нефтегазовая инфраструктура.
- Харьягинское нефтяное месторождение в Ненецком автономном округе, оператор — российская госкомпания «Зарубежнефть», которой принадлежит 40%. Ещё 20% у Total, 30% у Equinor и 10% у Ненецкой нефтяной компании.
Пример употребления на «Секрете»
«Компании просят освободить от налога на прибыль зарубежные добывающие предприятия, которые работают по соглашению о разделе продукции. Инвестор заключает такое соглашение с государством, добывая сырьё на особых условиях».
(О том, как крупный российский бизнес захотел в «домашние офшоры», но поставил условия.)
Нюансы
Соглашение о разделе продукции имеет много общего с концессией, по которой частная компания (концессионер) запускает какой-то важный для государства проект (например, строит новый аэропорт, платные скоростные дороги, внедряет систему «Платон» для взимания оплаты с грузовиков или систему маркировки товаров «Честный знак»). Взамен компания пользуется этим объектом и получает с него прибыль.
В обоих соглашениях база для извлечения прибыли (дороги, нефтяные скважины) остаётся в собственности у государства. Существенным отличием является то, что по концессионному соглашению инвестор может получать всю произведённую продукцию, а по соглашению о разделе — только её часть.
Факт
В мире используются три основные модели соглашений о разделе продукции:
- ливийская, при которой сырьё с самого начала делится между государством и инвестором, налогов инвестор не платит;
- перуанская, когда после раздела инвестор платит налог со своей части;
- индонезийская. По ней добытое сырьё сначала передаётся инвестору для возмещения его затрат на геологоразведку и подготовку к добыче. Когда затраты окупились, сырьё делится в пропорциях, указанных в соглашении. Доля инвестора облагается налогом на прибыль.
В основу российского закона о соглашениях по разделу продукции была положена индонезийская модель.
Статью проверил:
Александр Дубянский, доктор экономических наук, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета