Что такое скрипт продаж. Объясняем простыми словами
Проще говоря, скрипты продаж — это шпаргалки, которые помогают менеджеру выстроить беседу с потенциальным покупателем и направить разговор в нужное русло, приближая собеседника к покупке товара или услуги. Они подсказывают, что говорить в каждом конкретном случае, а также как избежать трудных ситуаций и не завести разговор в тупик.
Такие заготовки применяются практически в любых отраслях бизнеса, где так или иначе приходится взаимодействовать с покупателями.
Пример употребления на «Секрете»
«Составляем скрипт продаж. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обращаться к методологу-аналитику, так как для эффективности скрипта нужно обладать аналитическими способностями и способностями продавца со знанием процесса продаж, так как скрипт имеет логические уровни и диалоги, нужно заранее понимать, куда может зайти диалог и что может заинтересовать клиента».
(Бизнес-тренер Дарья Пантюх — о нюансах ведения маркетинговой кампании.)
Нюансы
Грамотно составленный скрипт увеличивает вероятность успешной сделки и позволяет минимизировать влияние «человеческого фактора» на исход разговора. При этом речь не идёт о жёстком своде конкретных ответов. Каждый из них можно адаптировать под ситуацию и клиента.
Скрипты используются для работы с входящими звонками клиентов, для исходящих холодных, повторных, периодических контактов (звонков и встреч), для приёма заказов от постоянных клиентов, для работы с рекламациями и отказами, для развития кросс-продаж и т. д.
Из чего состоит скрипт (в скобках указаны примеры):
- приветствие и установление контакта («Здравствуйте, меня зовут Сергей, как я могу к вам обращаться?»);
- выявление потребностей («Подскажите, для каких целей вы покупаете компьютер: для работы или игр?»);
- презентация продукта/услуги («У этого ноутбука небольшие размеры, при этом в нём стоит процессор Core I5, видеокарта GeForce RTX 3090 и 12 GB оперативной памяти»);
- обработка возражений в стиле «Мне это не нужно / надо подумать / слишком дорого» («Вы не поверите, но так нам говорят девять из десяти клиентов, но потом они возвращаются и покупают ещё»);
- закрытие сделки («Внесёте всю сумму или оформим в рассрочку?»).
Скрипты нужны, чтобы:
- помочь менеджеру найти лучший путь к продаже услуги или товара, предоставив ему возможность опираться на заранее разработанные эффективные сценарии продаж;
- стандартизировать процесс общения с клиентом и облегчить построение диалога, сведя к минимуму трату времени на размышления, психологический настрой и переживания во время беседы с клиентом. Сотрудники меньше импровизируют, а значит, меньше ошибаются. Клиент, в свою очередь, получает развёрнутые ответы на все вопросы о товаре, даже не задавая их;
- упростить обучение и повысить уровень дисциплины. Менеджер запоминает рабочие механики единого сценария, после чего постоянно применяет их в своей работе;
- усилить эффективность обработки запросов потенциальных покупателей.
В то же время есть и обратная сторона использования заготовок:
- разговор становится шаблонным, а сотрудники перестают мыслить творчески. Покупатели могут это ощутить, из-за чего перестанут чувствовать индивидуальный подход. В итоге лояльность клиентов падает;
- если в сценарии не найдётся подходящего ответа, неопытный сотрудник может растеряться и не найти, что ответить клиенту;
- продавец перестаёт вкладывать эмоции в разговор, поскольку продажа превращается в автоматизированный процесс. Речь работника становится монотонной.
Факторы, повышающие эффективность скриптов:
- хорошее знание своих предложений (продукт, услуга), их преимуществ и выгод — в отличие от конкурентов;
- хорошее знание предложений конкурентов;
- грамотная устная речь и чёткая дикция, без запинок и дефектов произношения;
- солидный словарный запас, отсутствие в речи сленговых слов и выражений, слов-паразитов, ненормативной лексики и жаргона;
- приятный тембр голоса и интонации, способные расположить к себе клиента и вызвать доверие и интерес;
- поддержание позитивного фона разговора, улыбка в процессе разговора;
- навык быстрого ориентирования в контексте разговора;
- умение быть тактичным и выслушивать своего собеседника.
Разработать скрипт можно самостоятельно или с помощью специалистов. Также допускается поиск готового сценария в интернете. При самостоятельной разработке скрипта нужно:
- определиться с целевой аудиторией, сформировать портрет покупателя;
- составить набор всех возможных реплик, вопросов и возражений клиента, а также ответов на них. Одновременно с этим можно позаботиться о формировании списка фраз, которые ни в коем случае не нужно говорить покупателю;
- сформулировать уникальное торговое предложение;
- протестировать скрипт внутри компании и на клиентах;
- обучить менеджеров грамотному общению с использованием скрипта. Для этого потребуется изучать разговоры и вносить корректировки.
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»