secretmag.ru
Энциклопедия12 мин.

Что такое шариат и какие особенности есть у исламского права. Объясняем простыми словами

© Коллаж: «Секрет фирмы», CHAIDEER MAHYUDDIN/AFP/East News, Hadiye Cangokce / Smithsonian

Шариат — система предписаний, определяющих убеждения, поведение и законы жизни мусульман. Эти предписания легли в основу норм исламского права, которое опирается больше на религию и священные тексты ислама, чем на законы светского общества, как это принято в западных государствах.

Проще говоря, это правила жизни мусульман. Термин «шариат» происходит от арабского слова شريعة‎, которое в традиционном смысле означает мусульманский взгляд на мир, а в узком — свод божественных повелений и запретов, полученных якобы от самого Аллаха через его ангела. Шариат охватывает все сферы жизни: уголовное, семейное, имущественное, гражданское, военное право, а также мораль, внешнюю благопристойность и отношения в обществе. Считается, что шариат много заимствовал из домусульманской Аравии и зороастрийской Персии.

История шариата

Предписания шариата лежат в основе ислама и закреплены прежде всего такими священными книгами, как Коран и Сунна пророка Мухаммеда (Мухаммада), считающегося основателем ислама как религиозного течения. Соответственно, эти нормы начали формулироваться не позднее VII века, когда, согласно легенде, пророк Мухаммед получил священные тексты от ангела Джибриля (Гавриила, Габриэля), а окончательно сформировались к 10 веку, когда из записей учеников Мухаммеда был составлен Коран, как мы его знаем.

Шариат воспринимался не просто как духовное наставление, а как закон. После завоевания Медины Мухаммед стал полноценным светским правителем, устроивший жизнь общества согласно полученным от Аллаха предписаниям. Считается, что, соблюдая их, правоверный мусульманин может прожить достойную жизнь и попасть в рай. Начертанный Аллахом путь охватывал буквально все сферы жизни мусульманина, поэтому и после Мухаммеда кое-где оказался приравнен к закону, по которому должно существовать общество.

В массовом сознании шариат приравнен к исламу и воспринимается как исламский образ жизни в целом. По сути, это так и есть. Шариат — всеобъемлющий исламский комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы — религиозные, бытовые, нравственные и т. д.

Элементами шариата также считаются хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), сформулированные как законы. Суждения учёных мужей (иджма) и толкователей, которые выводят современные аналогии на базе традиционных норм шариата и описанных в Коране или Сунне ситуаций, в традиционное понятие шариата не входят.

Шариат в современности

Споры о том, совместим ли шариат с такими понятиями, как демократия и права человека, продолжаются до сих пор. Некоторые юрисдикции, например отдельные штаты Северной Америки, прямо запрещают использование норм шариата на своей территории.

Западная цивилизация при столкновении с шариатом оказалась перед непростым выбором: с одной стороны, мультикультурализм и декларируемое уважение разных культур, и с другой — законы светского общества и международные декларации, которые местами идут вразрез с исламской традицией.

На практике это часто выливается в скандалы и межнациональные конфликты. Особенно часто камнем преткновения становятся права и обязанности женщин. Например, предписание женщинам ходить с покрытой головой или вовсе с закрытым лицом в ряде европейских стран приравнено чуть ли не к экстремизму и запрещено как минимум на уровне институций (школ, государственных учреждений и т. п.).

Но даже среди стран исламского мира влияние шариата не одинаково, а его толкование в исламской традиции очень неоднородно.

Различные направления исламской мысли понимают под непреложными нормами разные части священных текстов. Например, где-то под шариатом понимаются только правила, прямо диктующие мусульманам, как вести себя в обществе, и не затрагивающие внутреннюю и духовную жизнь.

В целом в различных современных исламских странах шариат всё чаще не воспринимают как всеобъемлющее указание на всякий случай жизни, а обязательными к исполнению остаются только вечные нормы, соответствующие любым условиям.

Например, в Саудовской Аравии шариат остаётся единственной правовой системой. В Сирии, Ливане и исламских странах Африки государственные правонарушения и сделки между гражданами регулируются нормами светского законодательства, а вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций рассматриваются с точки зрения шариата. В Турции и странах Средней Азии суды следуют светским юридическим кодексам, а шариат остаётся прежде всего уставом религиозной жизни.

Как шариат соотносится с исламским правом

В исламской традиции нет единой позиции по вопросу соотношения богословских норм с исламской юриспруденцией. Современные исламские юристы в своём толковании закона опираются не полностью на нормы шариата, а на общетеоретическое осмысление шариата в соответствии с нормами фикха, исламского уголовно-процессуального права.

Современные исследователи ислама всё чаще подчёркивают, что фикх не равен шариату и местами вообще может не совпадать с ним, используя мусульманские священные тексты лишь как источник.

При этом фикх-юриспруденция выступает как наука, знание шариата, а фикх-право включает все нормы шариата и их современное толкование.

В целом шариат остаётся более широким понятием, чем фикх, потому что регулирует больше сторон жизни мусульман. В то же время фикх может включать в себя нормы не только из священных текстов, но и сформулированные исламскими учёными, то есть, у него больше источников. Совпадают между собой они только по части бесспорных и ясных предписаний из Корана и сунны Муххамеда, а вот неясные положения разные правоведы и разные страны толкуют по-разному.

Избиение палкой аченца за азартные игры в Банда-Ачехе

Законы шариата

Предписания шариата разделяются на три основные категории:

  • как служить Аллаху и какие действия он одобряет (ибадат, основной корпус норм);
  • как следует взаимодействовать с другими людьми (муамалат);
  • какие наказания предусматриваются за нарушение двух первых типов предписаний (укуба).

Шариат также включает вопросы религиозной догматики (акида) и этики (ахлак). Эта часть священных текстов регулирует духовно-нравственную жизнь мусульман и их внешнюю мотивацию.

Раздел муамалат охватывают и такую категорию, как мустакрух — что-то вроде правил этикета и хорошего тона. Это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много есть, пристально наблюдать за тем, как ест другой человек, принимать милостыню от человека, который беднее тебя, и т.п.

Есть также категория мубах, рассматривающая нейтральные общественные деяния и поступки. По сути, это послабления в общих правилах с учётом обстоятельств, которые делают проступок общедозволенным. В частности, мубах разрешает:

  • употребление безвредных для организма и не оказывающих опьяняющего действия напитков;
  • употребление недозволенных напитков или продуктов, если это нужно для лечения и того требует крайняя необходимость;
  • высказывание за глаза, если это высказывание о несправедливом тиране;
  • женитьбу на нескольких женщинах (не более, чем на четырех), если мусульманин имеет крепкое физическое здоровье и может обеспечить всем своим женам равенство и справедливость.

Неодобряемые и запрещённые действия по законам шариата называются «макрух» и «харам». Под категорию макрух попадает то, что с моральной точки зрения осуждается обществом, но нарушением норм шариатского права не считается. Действия и поступки, подпадающие под категорию харам — запретные и греховные поступки, наказание за которые описывается в корпусе укуба.

В целом законы шариата в зависимости от толкования могут включать или не включать в себя отдельные нормы, но общий корпус правил остаётся более-менее неизменным.

При этом большая часть из них не соотносится с традиционным светским правом, а больше взывает к совести и религиозным убеждениям мусульманина.

Например, законы шариата запрещают:

  • бить животных по морде;
  • пытать и бить людей и иных живых существ;
  • вести нечестную торговлю, пытаясь обмануть покупателя;
  • использовать имущество сирот для собственных целей;
  • не выплачивать работнику его заработок;
  • создавать препятствия для пользования общественным достоянием;
  • фальшивомонетничество, выдавать за чистые серебряные и золотые деньги те, которые имеют примеси;
  • употреблять алкоголь;
  • приписывать человеку то, чего он не имеет в виду;
  • клеветать и доносить;
  • сплетничать;
  • принимать участие в пустых и бесполезных разговорах, спорить, чтобы одержать верх;
  • бить слуг и подчиненных, а также слабых;
  • вредить своему соседу и беспокоить его;
  • оказывать содействие несправедливому человеку или тирану;
  • позорить и бранить ученого;
  • унижать и позорить бедных за их положение;
  • нарушать своё слово или взятое на себя обязательство;
  • быть несправедливым или жестоким по отношению к своему подчинённому;
  • верить предсказателям и гадалкам, астрологам;
  • любить религиозное только ради мирской жизни;
  • брать взятки;
  • считать себя примером богобоязненности и святости перед шариатом за свою добропорядочность и исполнительность;
  • обращаться к Аллаху с просьбой сделать зло кому-либо;
  • выбрасывать лишнюю еду;
  • истощать себя диетами и голоданиями до такого состояния, что быть не в силах совершать молитвы;
  • употреблять в пищу падаль и мясо того животного, которое не было зарезано, согласно шариату (не халяльное);
  • избирать на руководящие должности жестоких людей;
  • без нужды держать собаку в жилом доме;
  • почитать и превозносить богатого лишь за его деньги и положение;
  • высмеивать человека, поступившего неправильно по ошибке.

Роль женщины по шариату

По части прав и обязанностей шариат предусматривает совершенно разный подход к мужчинам и женщинам. Эта разница особенно ярко выражена в предписаниях к внешнему виду, в законах о браке, разводе, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.

При этом было бы ошибкой верить стереотипу, что по шариату женщине в исламских странах «всё нельзя».

Дело в том, что до прихода ислама участь женщин в арабском обществе действительно была незавидной и мало отличалась от положения рабынь. Для своего времени шариат был довольно прогрессивной системой, которая значительно расширила дозволительные для женщин пути развития и предоставила им гарантии защищённости. Например, шариат давал женщинам право наследования и распоряжения имуществом, которое до того было только у мужчин, и обязывал получать согласие женщины на брак, что не требовалось в то время даже во многих европейских странах.

В то же время мусульманская традиция требует подчинения жены мужу, а женщинам предписывает как основную роль быть хранительницей домашнего очага. Роль же мужчины-мусульманина в том, чтобы работать и обеспечивать семью финансово и быть попечителем женщины во многих вопросах. Так, например, женщина по шариату может получить образование и работать, но только если на то даст согласие её муж или опекун.

Иранский священник читает речь для школьниц в мечети в Исфахане, Иран

Современные трактовки по-разному интерпретируют законы шариата для женщин, от полного запрета на какие-то действия до относительной свободы действий. Некоторые радикальные исламисты выступают резко против женского образования, однако история мусульманской культуры знает немало женщин-учёных. Во многих мусульманских и мультинациональных странах, в том числе в России, для обучения девочек и женщин открыты специальные заведения — женские медресе, дающие религиозно-светское образование по канонам ислама.

Также Коран предписывает женщинам скромность, они должны «опускать взор» и прикрывать своё тело от взглядов мужчин. Трактовка этой нормы в современном исламе разнится — в более светских странах, как Турция, допускается ношение традиционной мусульманской одежды только по желанию и в исключительных обстоятельствах, например на территории религиозных объектов.

В большинстве стран с более строгими нормами мусульманские женщины обязаны носить закрывающую волосы и тело накидку — *хиджаб, а также одежду, оставляющую открытыми только кисти рук, ступни и лицо. Это правило распространяется даже на купальные костюмы. Закрытости в одежде законы таких стран, основанные на шариате, требуют даже от женщин из других стран и культур.

Наконец, совсем радикальные трактовки Корана предполагают, что женщины вне дома обязаны кутаться в чадру (покрывало) — длинное верхнее одеяние, полностью закрывающее всё тело и часто лицо, — или паранджу, которая закрывает тело и лицо вместе с глазами.

Шариат в России

Россия — многонациональная и мультикультурная страна, включающая в себя регионы, которые имеют многовековые исламские традиции. Прежде всего это регионы Северного Кавказа, а также бывшие татарские ханства.

На Кавказе большую роль играет такое понятие, как адат — доисламские традиционные обычаи. К адатам относится, например, кровная месть, выплата выкупа (или калыма) родителям невесты и многое другое. Истоки таких обычаев часто берут начало ещё в дошариатское время, а шариат и светские законы либо борются с ними, либо приспосабливаются и вписывают в систему местного права.

Важная особенность адата в отличие от исламского права — он признает коллективную ответственность за правонарушение. Например, за тяжкое преступление из общины изгоняли не только виновного, но и его ближайших родственников, а совершить кровную месть имеют право брат, сын или отец убитого. Отголоски этого до сих пор существуют на местах.

Как федерация, Россия допускает регионам выпускать свои местные нормативные акты, однако для всех из них действует единый федеральный закон. Президент России Владимир Путин не раз выступал против нарушения этого принципа и подчеркивал, что граждане всех субъектов обязаны соблюдать законы страны одинаково. Однако нормы шариата и адата продолжают влиять на сознание живущих в исламских регионах людей.

Это нередко становится причиной разночтений в тех ситуациях, когда законы РФ вступают в конфронтацию с шариатскими нормами и местными традициями. Последнее вызывает тревогу российских властей. Секретарь Совбеза Николай Патрушев, в частности, указывал, что на Северном Кавказе не оставляют попыток заместить светские законы нормами шариата, а традиционный ислам — его радикальными течениями. По мнению Патрушева, это связано с влиянием зарубежных исламских проповедников и борьбой за перераспределение богатств и власти.

Сейчас законы РФ не признают или прямо запрещают отдельные нормы шариата или его трактовки, которые вступают в противоречие с общими нормами права. Но больше беспокойства вызывают не законы шариата, а адаты, которые с ними часто путают. Сюда относятся, например, такие обычаи, как женское обрезание, практикуемое в Дагестане приверженцами радикального суфизма, или похищение невесты, которое закон понимает не как весёлый свадебный обычай, а как уголовное преступление. В то же время закон допускает деятельность отдельных религиозных организаций, действующих согласно шариату, пока это укладывается в рамки Уголовного кодекса.

В крайних вариантах отдельные шариатские нормы используют мусульманские экстремисты и сепаратисты, чтобы противопоставить себя российскому обществу и российским властям. Они выборочно используют такие положения, которые разрешают преступления во имя веры и ради достижения своих целей (например, независимости отдельных исламских регионов или изменения законов страны в соответствии с шариатом). Например, понятием джихада — «священной войны против неверных» — они оправдывают такие радикальные действия, которые по законам РФ признаются терактами или экстремизмом. Хотя мирный ислам вовсе не одобряет убийство мирных жителей даже во время войны.

Подобные движения значительно ухудшают образ ислама в глазах россиян и приводят общественное мнение к неприятию шариата как элемента права в России.

Довольно часто вопрос о соблюдении норм шариата на Кавказе всплывает в связи с заявлениями и публикациями главы Чечни Рамзана Кадырова. С одной стороны он занимается искоренением в республике архаичных обычаев, наравне с современными нормами, не соответствующими шариату. Хотя борется скорее с ваххабизмом (радикальным религиозно-политическим течением в исламе), а не адатами.

С другой, часто ставит шариат в один ряд с законами РФ. Так, в ответ на конфликт с Ингушетией он говорил:

«Большая просьба к ингушскому народу: если я ваш враг, то определите степень вины и степень наказания, что вы планируете делать со мной: убить меня, изгнать, избить. И в чём я провинился — обоснуйте юридически, шариатски, по обычаям — не имеет значения».

Реагируя на резонансный теракт в Чечне в 2014 году, он пригрозил выдворить из региона родственников боевиков:

«Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесён вместе с фундаментом».

Именно этот эмоциональный пост пришлось комментировать Путину, отмечая верховенство российских законов.

При этом радикально изменить уклад в кавказских республиках и окончательно искоренить противоречия между законами РФ и адатами пока не удаётся. Даже сам Кадыров временами допускает, чтобы правосудие вершилось по религиозным законам и местным обычаям, апеллируя к российскому закону о защите чувств верующих.

Влияние чеченских защитников исламских законов настолько велико, что оскорбляющие или критикующие мусульман даже из других регионов России имеют шанс познакомиться с ними лично и принести свои извинения на камеру.

Пример употребления на «Секрете»

По законам шариата нельзя использовать производные ценные бумаги (деривативы), спекулировать на бирже и даже играть в лотерею. Кроме того, правила шариата запрещают участвовать в чём-то, что нарушает социальную справедливость или вредит обществу. Поэтому исламские инвесторы не могут получать доход от торговли свининой, алкоголем и оружием, а также давать деньги компаниям, которые зарабатывают на «низменных чувствах»: например казино, ночные клубы и тому подобное.

(Из новости о тестировании в отдельных регионах РФ исламского банкинга.)