Что такое релокация. Объясняем простыми словами
К релокации часто прибегают для снижения издержек — выбирают страну с более дешёвой рабочей силой и переносят бизнес туда. Стартапы же ищут доступ к венчурному капиталу, а также смотрят на качество юрисдикции и системы государственной поддержки.
Ещё одна популярная причина для релокации — масштабирование бизнеса. Например, компания открывает местное представительство или офис продаж на новой для себя территории и перевозит туда часть сотрудников.
Примеры употребления на «Секрете»
«Я переехала в Лондон в 2019 году через Startup Visa, которая тогда называлась Graduate Entrepreneur Visa. Релокацией занималась самостоятельно, потому что уже понимала, что из себя представляет Англия: я училась там. Но впервые приезжающим всё же советую работать с местными специалистами, потому что много юридических тонкостей можно по незнанию не учесть и на этом потерять деньги».
(Managing director Atlas Анна Качурец — в материале о том, как стартапу переехать в Великобританию.)
«Слишком много ручного труда в производственной сфере, слишком много неэффективных кадровиков, заточенных на процесс, а не на результат, слишком большие расстояния и плохая транспортная доступность в контексте возможной релокации специалиста. Люди годами работают неэффективно, "от забора до обеда", не имея возможности (иногда, впрочем, и желания) что-то поменять».
(Гендиректор платформы «Рокет ворк» Анастасия Ускова — о причинах низкой производительности труда в России.)
Нюансы
Релокация бизнеса — сложный шаг с высокой степенью неопределённости. Эксперты называют релокацию высокорискованным и дорогостоящим инвестиционным проектом.
Даже внутри одной страны в разных регионах принято вести дела по-разному. Например, культура деловых коммуникаций на русском юге и в Сибири различается. В Краснодарском крае проще добиться согласия клиентов и партнеров, однако они могут довольно просто изменить своё решение. А в Сибири согласие практически всегда значит выполнение обещанного.
Если компания задумала переезд в другую страну, важно изучить отрасли, которые там наиболее развиты. Например, сильный FinTech в Великобритании, Голландии, Литве, в то время как в Люксембурге развивается DeepTech — «глубокие технологии». Германия лучше подходит для наукоёмкого производства, а Португалия для e-commerce.
Молодые стартапы проще развивать в Прибалтике (там проще получить рабочие визы). По версии венчурной компании Index Ventures, это идеальное место для компаний-новичков. А Западная Европа хорошо подходит для действующих компаний с проверенной бизнес-моделью.
В Азии главной точкой притяжения стартапов является Гонконг — во многом благодаря системе государственной поддержки и развитому рынку венчурного капитала.
Факт
В первой пятёрке самых комфортных для развития стартапа стран Европы находятся Германия, Великобритания, Ирландия, Швейцария и Эстония.
Статью проверил:
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей