Что такое раунды инвестиций. Объясняем простыми словами
Инвестиции в стартап считаются рискованными, поэтому финансирование проекта разбивается на этапы — это минимизирует риск и позволяет оценить промежуточные результаты. Понимание того, на каком этапе жизненного цикла находится стартап, помогает выбрать правильную инвестиционную стратегию и подходящего инвестора.
Пример употребления на «Секрете»
«Мы посоветовали им не проводить новые раунды инвестиций. Им не нужно было столько денег. Компания, привлекающая слишком большой объём инвестиций сразу, в будущем может испытывать сложности с тем, что впоследствии может испытывать трудности из-за завышенных ожиданий инвесторов. Сейчас им остаётся только вернуть деньги, которые они привлекли, а не вкладывать их в какие-то новые проекты».
(Управляющий партнёр фонда Google Ventures Билл Марис — о сервисе Secret и его основателях.)
Нюансы
Раунды инвестиций делят на:
-
pre-seed: на этом этапе стартаперы вкладывают собственные средства, просят у родителей и друзей; такие инвестиции ещё называют FFF (family, friends, fools — «семья, друзья, дураки»; под дураками подразумеваются инвесторы без опыта);
-
seed, или посевные инвестиции: доработка главного продукта, поиска product-market fit и первые продажи. В большинстве случаев компании на ранних стадиях убыточны;
-
раунд А: компания становится самостоятельной и вызывает интерес инвесторов. У неё уже есть готовый продукт, средства привлекаются на масштабирование продаж;
-
раунд В: компания привлекает средства также на масштабирование продаж, расширение географии;
-
раунд С и так далее. Последующие раунды не так важны — они обозначают лишь количество проведённых раундов.
Любая компания, которая привлекает средства от венчурных инвесторов, должна обеспечить ликвидность их инвестиций. Это можно обеспечить продажей компании стратегическому инвестору (M&A) или выходом на IPO.
Перед выходом на биржу есть Pre-IPO-раунд, в котором также могут принимать участие андеррайтеры, то есть инвестбанки.
Факт
Рекорд по объёму средств, привлечённых за один раунд инвестиций, поставил испанский стартап Glovo. В ходе раунда F курьерская компания привлекла $530 млн. Это произошло через год после того, как она стала единорогом.
Статью проверил:
Дмитрий Лю, инвестиционный менеджер фонда YellowRocket.vc