Что такое «право на забвение». Объясняем простыми словами
Это право касается недостоверной или неактуальной информации, а также сведений, которые распространяются с нарушением законодательства и которые, по его мнению, могут нанести ему вред.
Исключение составляют запросы, связанные с возможными уголовными преступлениями или неснятой или непогашенной судимостью.
В России право на забвение [действует] (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/9c2fa12a6b57079c46dbaf3e8af279177d22b87e/) с 2016 года.
Как это работает
Чтобы воспользоваться правом на забвение, нужно:
- Собрать ссылки, по которым находится информация о вас, которую вы хотите удалить из выдачи поисковиков.
- Написать заявление об удалении информации с указанием причины. Приложить к нему список ссылок, свои паспортные данные, контакты и согласие на обработку персональных данных.
- Отправить заявление в поисковые сервисы с помощью специальной формы для таких обращений — они есть у всех поисковиков. Вот, например, формы «Яндекса» и Google.
- Далее сервис рассматривает обращение и принимает решение. Если оно положительное, убрать нежелательную информацию из выдачи должны в течение 10 дней. Если отрицательное, вам обязаны прислать мотивированный отказ. Если вы не согласны с отказом, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.
- При этом оператор поисковой системы не имеет вправе раскрывать факты обращения граждан с требованием об удалении информации о них.
Примеры употребления на «Секрете»
«Малик Гайсин был в 1990-е годы одним из крупнейших уральских предпринимателей. Он участвовал в губернаторских выборах, избирался депутатом Госдумы. Но в 2000-е Гайсин ушёл из политики. В 2017 году бизнесмен воспользовался «правом на забвение», потребовав удалить информацию о нём из выдачи поисковых систем “Яндекс”, Google и Bing».
(Из [новости] (https://secretmag.ru/news/rossiiskii-biznesmen-khochet-prodavat-lekarstva-pod-brendom-gorizhopa-11-09-2019.htm) о том, что российский бизнесмен хочет продавать лекарства под брендом «Горижопа».)
_«Поисковые системы “Яндекс” и Google ограничили выдачу сайтов по запросам “Сергей Михайлов Михась”, “Сергей Михайлов Михась Солнцево”, “Сергей Михайлов Солнцево” и похожим формулировками. По данным запросам поисковые системы уведомляют об удалении “некоторых результатов поиска” в соответствии с законом о забвении. В конце 90-х годов Сергея Михайлова называли лидером солнцевской группировки по кличке Михась. Сейчас бизнесмен занимается благотворительным фондом “Участие”». _
(Из новости о том, как бизнесмен Сергей Михайлов воспользовался правом на забвение в интернете.)
Нюансы
В праве на забвение речь идёт именно об удалении в поисковых системах ссылок на материалы, содержащие нежелательную информацию, но не самих материалов. Обязать десятки или сотни сайтов удалить информацию сложно или практически невозможно.
Поисковик может отказать и в удалении ссылок, если его не устроит обоснование. Например, заявитель утверждает, что плохие отзывы о его компании недостоверны, — ресурс не может проверить, так ли это на самом деле, и, скорее всего, ничего не удалит, объяснил «Секрету» руководитель отдела аналитики «Сёрчинформ» Алексей Парфентьев.
Гражданский кодекс признаёт информацию, которая представляет общественную значимость, общедоступной. На этом основании поисковик может отказать в удалении ссылок. В законе нет чётких критериев для определения этой значимости, поэтому поисковик руководствуется собственными представлениями и может счесть ваши личные данные полноправным достоянием публики.
Факт
Например, по данным [отчёта «Яндекса»] (https://yandex.ru/company/privacy/transparencyreport), доля отказов составляет в среднем 70–80%.
Статью проверил:
Евгений Безручкин, помощник юриста «Мариокс центра»